«Роман – это одиночная кругосветка»
Писатель, критик и мастер CWS Ольга Славникова — о хайпе, самоопределении и смысле писательства.
Насколько рассказы востребованный жанр❓
— Рассказы печатают журналы, сетевые ресурсы, выходят сборники. Но насколько это качественные тексты – вот в чем вопрос. Боюсь, что сейчас актуальная тема рассказа важнее, чем уровень исполнения. Читатель нацелен на определенные темы – это не обязательно то, что называют «повесточка», он хочет понять, что происходит с нами и вокруг нас. Своих учеников в школе я предостерегаю от того, чтобы, так сказать, ловить хайп, быстро писать по горячим следам. В лучшем случае это могут быть дневники, нон-фикшен, но ни в коем случае не надо пытаться превратить свои эмоции в рассказ или роман. События должны отстояться. Тогда задачей автора будет не доказать свою точку зрения на происходящее, а написать художественный текст.
Как зарождаются идеи больших текстов❓
— Замысел может появиться буквально из чего угодно – из диалога, случайно увиденной детали, состояния атмосферы. Иногда бывает такой выразительный дождь, что вокруг него сами формируются события. <…>
На многих курсах по писательскому мастерству учат, что прежде чем писать, нужно сформулировать идею произведения, но я против этого метода. Ведь тогда в лучшем случае получается нечто похожее на лонглайн для сценария. В прозе такой подход не работает: текст сам себя пишет, и пока он не будет закончен, нельзя понять, о чем он. Текст начинается либо с главного героя, когда он как живой встает перед автором, либо с конфликта, эмоциональной сцены. А что до идеи… Специально искать ее – значит не доверять своему дару, своей интуиции. Не доверяешь – они и не работают.
Вы однажды сказали, что когда на занятия приходят слушатели, они не знают прежде всего себя, и на мастерской вы занимаетесь самоопределением. Это так❓
— Да, каждому начинающему автору надо понять, к какой литературной традиции он тянется, что на самом деле может и чего хочет. Есть такое известное правило: к какой полке в книжном магазине ты подходишь, там и будет стоять твоя книга. Однако это работает не всегда. <…> И что же делать? Попробовать подражать любимому писателю. Только на практике можно понять, что ты собой представляешь. Если об этом не думать, а учиться исключительно технике письма, то выйдет неплохой сценарист, но прозаика не получится.
Ради чего стоит писать❓
— Когда еще в 1990-е поэта Виталия Кальпиди спросили, кому нужна поэзия, он ответил: мне. И был абсолютно прав. Роман стоит писать для того, чтобы осуществить заложенное в тебе природой. Не так легко проигнорировать свои способности. Если не реализовывать себя в том, что тебе дано, будут страдать другие сферы жизни, само существование станет тусклым. Даже сегодня, когда мы совершенно дезориентированы и не понимаем, что происходит, можно вспомнить слова Достоевского: под пером разовьется.
❕16 октября стартует годовая мастерская Ольги Славниковой для продолжающих «От рассказа до романа: пишем большой текст»
🤍 Занятия проходят еженедельно, по воскресеньям, с 15.00 до 18.00
🤍 Цена: от 56 900 (зависит от тарифа)
😱 Впервые у Ольги Славниковой можно учиться удаленно! Если вы хотели попасть к мастеру, но живете не в Москве, Ольга Александровна возьмет несколько человек без очного посещения. Количество мест ограничено.