Найти тему
Black Maria Кино

Черным по белому, дешево и сердито: Что происходит с кинематографом?

Вы заметили как много в последние годы стало появляться черно-белых фильмов?

Недавняя "Блондинка" про Мэрилин Монро и марвеловский хоррор "Ночной оборотень". Прошлогодние "Малькольм и Мари", "Идентичность" "Камон Камон", "Белфаст". А еще "Манк" 2020 г., "Маяк" 2019 г., "Рома" 2018 г... Список можно долго продолжать.

Кадр из фильма "Блондинка", 2022 г.
Кадр из фильма "Блондинка", 2022 г.

Если раньше выход черно-белой ленты был событием, то сейчас довольно часто создатели даже не делают акцент на том, что их лента выполнена не в цвете. Если зрители брались смотреть "Милая Френсис" 2012 г. или "Небраска" 2013 г., то они понимали, что эти фильмы черно-белые, так как это малобюджетные авторские художественные проекты. Если смотрели "Артист" 2011 г., то знали, что этот фильм черно-белый так как он об определенной эпохе и пытается всеми способами погрузить зрителя в нее.

Но сейчас внимание зрителей пытаются не привлекать к тому, что им предстоит увидеть черно-белое кино. Более того, зачастую сложно назвать какую-то творческую причину, действительно обуславливающую то, что та или иная новинка лишена цвета.

Кадр из фильма "Маяк", 2019 г.
Кадр из фильма "Маяк", 2019 г.

Да, конечно, черно-белое кино - это всегда стилизация. Но похоже нарастающая волна черно-белых фильмов сейчас - это вовсе не художественный прием, а банальная экономия средств.

Черно-белое кино способно существенно удешевлять съемки. Постпродакшн обойдется без длительной цветовой коррекции. А сами съемки можно вести куда меньше заботясь о натуралистичности реквизита, качестве костюмов и световом оснащении.

Фотографы давно придают своим снимкам особый шарм просто убрав из них цвет, похоже этот дешевый прием решили вовсю использовать и кинематографисты.

Кадр из фильма "Малкольм и Мари", 2020 г.
Кадр из фильма "Малкольм и Мари", 2020 г.

Более того, успешные цветные фильмы стали обзаводиться отдельными черно-белыми версиями. Например, когда пришло время выпускать DVD версию экшена "Безумный Макс: Дорога ярости" 2015 г., Джордж Миллер заявил, что выпустит черно-белый вариант и он является куда лучшим, чем оригинал. Аналогично в 2020 г., после триумфа триллера "Паразиты" на церемонии Оскар, зрителям предложили черно-белый вариант этого фильма.

При этом даже профессиональные киноведы и кинокритики затрудняются ответить на вопрос зачем зрителям смотреть черно-белые версии цветных фильмов. Предлагаемая режиссерами версия, что так намного ярче проявляется сама история и актерская игра, выглядит абсолютно неправдоподобно.

Увлечение современных кинематографистов черно-белым кино может показаться парадоксальным - ведь сейчас даже на обычный смартфон можно снять видео великолепного качества. Но на самом деле никакого парадокса в этом нет, все вполне логично и предсказуемо.

Кадр из фильма "Манк", 2020 г.
Кадр из фильма "Манк", 2020 г.

Желание сэкономить действительно движет кинематографистами, снимающими черно-белые фильмы. Но деньги - далеко не единственная причина.

Мы сейчас наблюдаем кино в период его кризисного перелома. 2020-е годы станут десятилетием, которое заменит зрелищные киноаттракционы, основанные на великолепных спецэффектах на что-то новое. Предыдущие два десятилетия были периодом расцвета CGI и прочих компьютерных технологий, сделавшими возможным выход "Аватара", "Жизнь Пи", "Планета обезьян: Революция", "Пираты Карибского моря", "Мстители" и пр.

Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", 2015 г. (черно-белая версия)
Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", 2015 г. (черно-белая версия)

Но период восхищения технологиями приходит к концу. В свое время, когда немое черно-белое кино превратилось в звуковое и цветное, несколько десятилетий в кино царствовали зрелищные мюзиклы, масштабные пеплумы и эксцентричные комедии, где яркие необычные диалоги были куда важнее сюжета. Затем все это буйство цвета и звука сменилось скромными реалистичными историями об обычных людях с их насущными проблемами.

Сейчас мы наблюдаем такой же период передышки на "скромность" и исследование старых кинематографических приемов в новом кино. Обилие черно-белых лент лишь еще ярче свидетельствует о том, что киноиндустрия вернулась сегодня в 1970-е. Авторский отточенный до превосходства кинематограф, доминирование антигероев и драм, поднимающих сложные актуальные проблемы, тогда породили новую эпоху кино, значительно усовершенствовавшую художественную и технологическую сущность индустрии. Так что обилие дешевых, безликих и вторичных фильмов сегодня - это не так уж плохо. Это всего лишь значит, что кино "присело", чтобы сделать большой прыжок вперед.

А как вы относитесь к черно-белым современным фильмам?

Про цвет в кино и индустрию в 1970-х читайте:

Спасибо за подписку, комментарии и лайки. Присоединяйтесь к нам Вконтакте и Телеграме.