Найти тему

Скользкая история: Рассказываем, кто изобрёл моторное масло, и как нефть спасла китов.

Оглавление

Моторное масло на основе нефти появилось почти 150 лет назад, но более примитивную смазку люди стали использовать намного раньше. Древние египтяне, например, наносили оливковое масло на дно тяжёлого груза (плиты, камни) для его передвижения, а на Руси колёса телег смазывали дёгтем, чтобы уменьшить стираемость подвижных соединений.

Источник иллюстрации: freepik.com
Источник иллюстрации: freepik.com

С появлением механизмов из железа и меди потребность в смазочных материалах заметно возросла. В Средние века в этом качестве использовался животный жир и различные масла: касторовое, арахисовое, рапсовое и т.д.

Чуть позже люди открыли возможности китового жира – его ещё называли “ворвань”. Добыча ворвани была сопряжена с опасностью, конечный продукт имел отвратительный запах, а чтобы его получить, жир приходилось долго вываривать. Зато за один удачный рейд можно было раздобыть сразу много материала, который использовали как топливо для осветительных приборов, так и в качестве смазки паровых машин и станков.

Добыча ворвани озолотила китобоев и значительно сократила популяцию китов. Цена китового жира возросла, так что люди продолжили искать более дешёвое топливо и смазку.

Источник иллюстрации: ryba-love.ru
Источник иллюстрации: ryba-love.ru

Нефтяной бум

В XIX веке в Пенсильвании научились извлекать из-под земли нефть. Это изменило мир (и спасло китов от полного истребления!).

Человечество и раньше знало про горючие свойства нефти, но умело добывать это вещество лишь там, где оно само выходило на поверхность. Бурение скважин открыло новые возможности: нефти стало много, она буквально лилась рекой, и её стали использовать для освещения и отопления.

Источник иллюстрации: freepik.com
Источник иллюстрации: freepik.com

А ещё началось активное изучение свойств нефти и её производных. Например, густую скользкую массу, которая оставалась после выкипания сырья поначалу называли отходами и выбрасывали за ненадобностью, но вскоре и мазуту нашли применение. Его попробовали смешать с растительными и животными жирами и использовать в качестве смазки.

Эксперимент с мазутом вышел, скорее, неудачным – получившийся продукт был очень низкого качества, и его частицы засоряли механизмы. Но начало было положено.

“Отец” моторного масла

Изобретателем моторного масла считается американский доктор Джон Эллис. Он исследовал сырую нефть, стараясь найти в ней пользу для медицины, но понял, что для человеческого организма данное вещество не подойдёт. Эллис отметил смазочные качества нефти и попробовал залить её ”как есть” в неисправный паровой двигатель. Это сработало! Заклинившие клапаны заработали, двигатель запустился. Эллис настолько заинтересовался смазочными свойствами нефти, что оставил карьеру врача и всерьёз занялся исследованиями. В 1873 году он запатентовал первое в мире моторное масло на основе сырой нефти и назвал его “Valvoline”.

Примерно в это время был изобретён двигатель внутреннего сгорания, который нуждался в постоянной смазке, и новое моторное масло идеально к нему подошло.

Источник иллюстрации: mankindunplugged.com
Источник иллюстрации: mankindunplugged.com

Автопром у руля

К началу XX века потребность в смазочных материалах несравнимо увеличилась. Массовое производство, развитие промышленности и машиностроения, появление личных автомобилей – всё это мотивировало химиков улучшать моторные масла, делать их эффективнее. В 1920-х годах появился метод селективной экстракционной очистки, а в 1930-х годах смазочные материалы начали обогащать присадками – химическими добавками, улучшающими качество масла и придающими ему дополнительные свойства.

В СССР долгое время основным смазочным материалом служило касторовое масло. Оно засоряло мотор нагаром и отложениями, и каждые 500 километров двигатель надо было полностью разбирать, чтобы прочистить. Легковые модели советского автопрома – “Победы”, “Волги”, “Москвичи” – уже имели рекомендации использовать масла на основе нефти и с присадками. Автовладельцы, правда, их побаивались – улучшая смазочные свойства, присадки могли пригорать в двигателе и этим причинять ему больше вреда, чем пользы.

После 2 Мировой войны в моду вошли автомобили с форсированными двигателями, которые уже не могли работать на чистой “минералке”, так что химики разных стран сосредоточились на разработке более сложных и безопасных присадок.

Источник иллюстрации: freepik.com
Источник иллюстрации: freepik.com

“Синтетика” или “минералка”?

Ещё одним направлением исследований стало создание синтетической смазки. Для этого сырую нефть перерабатывали буквально до молекул, чтобы синтезировать совершенно новое базовое масло, которое обогащали нужными присадками. Первыми синтетические масла стали использовать для нужд военной авиации Германии, потом идею позаимствовали военные химики США, а французам удалось разработать 100% синтетическое моторное масло для автовладельцев.

Впрочем, автопром не сразу заинтересовался “синтетикой”, делая ставку на развитие присадок для “минералки”. Но нефтяной кризис семидесятых всё изменил. В восьмидесятых годах синтетические масла появились на полках магазинов, а к середине девяностых годов рынок синтетических моторных масел стал одним из самых быстроразвивающихся.

Моторные масла сегодня

Источник иллюстрации: freepik.com
Источник иллюстрации: freepik.com

В наше время моторное масло выполняет не только функцию смазки трущихся деталей, но и продлевает жизнь двигателя. Правильно подобранное масло облегчает запуск автомобиля в мороз, очищает двигатель от отложений, обеспечивает защиту деталей двигателя от износа и коррозии.

Для современных легковых автомобилей рекомендуется синтетическое масло – оно не зависит от температуры и сезонности, менее вязкое, имеет большой срок эксплуатации. Минеральные масла на основе сырой нефти используются для старых машин и промышленного оборудования.

Havens – синоним высокой производительности

Ближний Восток – один из самых продвинутых регионов в области производства смазочных материалов. В 2015 году компания Oscar Lubricants открыла в ОАЭ первый крупный завод по смешиванию смазочных материалов, оснащенный по последнему слову техники и соответствующий международным стандартам, а также собственный научно-исследовательский центр. Здесь производят смазочные материалы под брендом Havens (Хейвенс).

Смазочные материалы Havens пользуются доверием производителей и водителей за их высокие эксплуатационные характеристики и качество. Havens также производит смазочные материалы для различных отраслей промышленности, а также техники, работающей на суше, в море и в воздухе.

-7

Официальный представитель бренда Havens в России – ООО "АМП" (ИНН: 7453346017).

Приглашаем к сотрудничеству!

#моторноемасло #автомобили #автомасла #автомасло #машинноемасло #смазочныематериалы #автомеханик #ремонтавтомобилей #историяавтомобилей #нефтепродукты