Доброго времени. Сейчас на дворе январь месяц, зима ещё в своей власти, однако сегодня в рамках разбора списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год у нас на рассмотрении на удивление "летнее" кино.
98 место
"Имитация жизни"/"Imitation of Life"(1959)
Рейтинг КП - 7,3; Кол-во оценок - 787;
Рейтинг IMDb - 7,8; Кол-во оценок - 16 917;
Режиссёр - Дуглас Сирк.
Двенадцать лет из жизни четырех женщин, разбивших в кровь коленки в погоне за химерами счастья.
Без спойлеров
А назвал я кино режиссёра Дугласа Сирка летним, потому что именно в момент его просмотра я впервые обратил внимание на одну составляющую фильмов в целом, и вы можете догадаться, о чём я говорю. Картинка. А точнее то, как она представлена в цветах. Краски здесь настолько яркие и приятные, что именно здесь я впервые задумался вообще о том, видел ли я такие насыщенные цвета хоть где-то до этого. Уверен, что видел, но не подумайте, - не в современных картинах, - а в кинокартинах плюс-минус из той поры и с той же технологией. Конкретно здесь использовалась технология "Eastmancolor", но вместе с ней можно приписать и технологию "Technicolor", при помощи которой были сняты "Волшебник страны Оз", "Унесённые ветром", "Чёрный нарцисс", "Река" и чуть ли не главный амбассадор этой технологии - "Головокружение" Хичкока, - и многие другие, но тут я указал только те, что видел сам, и не помню, точно ли я упоминал об этом в обзорах, но чего этим произведениям не отнять, так это волшебных по красоте цветов. Смотреть после этого на современные фильмы с их будто приглушёнными и серыми цветами ну прям совсем тухло.
С тем, что кино Сирка вышло красочным, разобрались. Теперь надо что-то пикнуть про сюжет, персонажей и прочие такие условности. С этим тоже всё достаточно хорошо. История, ровно как и её персонажи, довольно простые и почти всегда сразу понятно, что к чему, да этих подробностей никто и не скрывает, но следить за этим калейдоскопом быстро сменяющихся картинок было интересно от начала и до самого конца, чем могут похвастаться вот прям вообще не все. На весь фильм я для себя обнаружил всего буквально парочку спорных моментов, которые можно было бы либо переписать, либо что-то с ними, в общем, сделать, но об этом уже в спойлерной части.
Тот самый редкий случай, когда хочется просто перестать болтать и посоветовать вам посмотреть кино. Где сильно искусство, слова не всегда лучшие помощники. Да, я видел мнения, что кому-то лента кажется фальшивой или типичной мЫлодрамой, что соответствует тому, как кино встретили когда оно только-только вышло, но мне всё(почти) зашло, я остался более чем доволен.
Со спойлерами
Первое, что менее мозолило глаза, это то, как выстроена линия героинь Хуаниты Мур и Сьюзэн Кохнер. В одном не самом лестном отзыве человек выказал точку зрения, что мать как-то сверх меры досаждала дочери, когда лучше было бы притихнуть. Лично мне во время просмотра так не показалось. Думаю, дело было больше в том, что Сара Джейн не хотела даже признать себя как темнокожую, что разумеется не вызывало восторга у её матери, а не в том, что Энни хотела категорически оградить и якобы "стыдить" дочь перед другими людьми. Видать, в аСаШАях в то время с этими вопросами ещё были какие-то проблемы, поэтому желание лишний раз не упоминать о своём происхождении Сары Джейн не кажется каким-то чудовищным искажением реальности, скорее простым, не самым страшным приспособленчеством, - а вот её острая реакция на материнские укоры, конечно, могла быть и более понимающей взамен имеющейся агрессивной. Но это уже данности сюжета, героиня по сюжету молодая, неопытная в мирских делах, и за свой отрыв от матери в финале она жестоко поплатилась, потеряв мать, от которой в последние годы городилась.
Второе, что мне уже не понравилось, это то, что также упоминает один товарищ в своей единственной негативной рецензии на КП, - то как достигает своих вершин героиня Ланы Тёрнер. Вроде как в первой экранизации одноимённого романа за 1934 год режиссёра Джона Стала всё было прилично, всё произрастало из трудов самой героини. Здесь же мы имеем следующую ситуацию: героиня вроде как симпатизировала фотографу(Джон Гэвин), но ради благополучия дочери и своей новой сожительницы Энни с её дочерью решила зачекиниться с театральным продюсером(кстати, сцена, где он ей предлагает отношения за работу - пожалуй, самая стрёмная, мутная и даже немного "испанско-стыдная" во всём фильме), а позже, когда она уже на вершине славы, когда проходит десятилетие, они чего-то там расходятся, даже не ссорятся вроде как, и-и-и этот продюсер больше не появляется в фильме, а Тёрнер встречает Гэвина и меж ними снова возникает роман. Видимо, подразумевается, что они с этим продюсером таки разошлись. Думаю, излишне пояснять, что здесь не так. Можно сказать, что это было такое обоюдовыгодное мероприятие, длинною в десять лет, мол "поматросили друг друг, использовали да бросили". Может и так. Но мне это буквально выедало глаза первую половину фильма, пока я просто не отвлёкся ввиду хороших картинки и дальнейшего хода сюжета.
Послесловие
Но, невзирая на определённые шероховатости на ткани повествования, "Имитация жизни" стал приятной неожиданностью, пожалуй, одной из самых приятных за весь список. Картинка и цвета выше всяких похвал, а повествование хоть и наполнено не самыми взрывающими мозг вещами, но вызывает интерес. На мне это сработало так, что я за весь просмотр всего один раз взглянул на полосу хронометража, и то случайно. Если вы смотрите много разного кино, то, надеюсь, понимаете, насколько это редкое природное явление - и насколько же ценное. Потому я ставлю свой барский "нраица" и смело отправляю ленту Дугласа Сирка на ваш, зрительский и читательский, праведный суд.