Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 151 - Мультикультурализм

Оглавление

Доброго всем вечерочка. Наступил февраль-месяц. Возможно, у кого-то из нас за окном даже идёт снег. А что, как известно, нужно зимним вечером? Воистину, тёплый плед, чай с лимоном и, как вариант, хорошее, приятное и тёплое кино. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012, и в сегодняшнем выпуске вы такой фильм... не найдёте. Хрю-хрю, досада, однако. Зато радикально настроенные товарищи расисты здесь смогут похихикать.

101 место

"Страх съедает душу"/"Angst essen Seele auf"(1974)

Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 3 615;

Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 22 101;

Режиссёр - Райнер Вернер Фассбиндер.

«Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974)
Что делать, если шестидесятилетнюю немецкую вдову привлекает марокканец, лет на тридцать моложе ее? А если это любовь? А может, просто «встретились два одиночества»?

Без спойлеров

Это фильм товарища Фассбиндера, у которого по списку и вообще я видел только его проект мечты, мини-сериал "Берлин, Александерплац" 1980, который на мой скромный и субъективный является 15-часовой пыткой при дамах не скажу чего. Да, какие-то плюсы там были, но я бы предпочёл потратить 15 часов своей жизни, которые мне более никто не воротит, на что-то достойное, прекрасное и полезное, а не на "что-то, у чего есть какие-то плюсы". Подробный обзор, коль кому надо, вот он вот.

Поэтому от этого более раннего проекта Райнера "Страх съедает душу" хорошего я ждал мало. Но оно хотя бы идёт 1,5 часа, а не 15. На том спасибо. Но к моему удивлению кино оказалось не таким дурным. Конечно, это не то кино, ради которого стоит всё бросать и нестись его срочно смотреть, но... скажем так, воспоминание о нём хотя бы не вызывает у меня ни нервного тика, ни приступа душнины, ни негатива. Поверьте, это уже кое-что.

Но сюжет у фильма, конечно, странный. И дело не в вообще самой сути истории, что пожилая немка вкрашивается в марокканца, что вдвое младше её. Вернее, не только в ней. Большую часть кино идёт спокойно, размеренно, даже немного интересно. Однако в последней трети происходит что-то странное. И странное оно потому, что кино в финале уводит историю от того русла, в котором, как можно было бы подумать, она пойдёт и приходит к какой-то странной точке, в которой даже не понятно, какие вообще из всего этого делать выводы.

Особенно смачными красками такой завершающий третий акт работает вкупе с историей реальной. Раздел "интересные факты" нашептал мне, что товарищ Фассбиндер какое-то время, как бы сказать, ам, встречался с Эль Хеди Бен Салемом, который сыграл здесь этого самого марокканца. Сам Салем сам же был из Марокко, снялся в нескольких фильмах своего любимого немца(по блату проскочил, хитрецы). Ну, у каждого своя муза, что попишешь. Ну и где-то между 1975 и 1976 годом у них произошёл разрыв. Одна статья на эту тему, которую я пробежал глазами, утверждала, что перед этим расставанием у любовников были постоянные драки с попойками. Ну и после этого разрыва Салем тоже загулял, пьянствовал, и в результате, эм, зарезал нескольких человек в ходе пьянки, его поймали, после чего он покончил с собой во французской тюрьме. Фассбиндер узнал об этом только через пару лет, и после этого тоже протянул недолго, скончавшись от передозировки того, что запрещено в большинстве стран мира.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

М-да, в общем, славная парочка, как видите, и, как я и обещал, товарищи расисты, коль такие есть, активные или не очень, где-то здесь как раз закончат ржать. Расизм мы, кнеш, осуждаем, всех людей мы одинаково ненавидим, всё чинно да гладко, никаких ко мне вопросов быть не может.

Итак, зачем я здесь вам это рассказал? Во-первых, просвещения ради, режиссёр-то не последний, как говорят умные люди, а во-вторых, - и я здесь разочарую тех, кто кино не смотрел, но хочет, - зная это кино будто бы приобретает некий смысл, не столько внутри самого себя, а вообще.

Со спойлерами

В начале было слово, и слово это было "какой-то не самый популярный немецкий бар, где тусуются марокканцы". Well, слово не одно, ну да ладно. Приходит туда эта женщина в летах, знакомится с этим Али, постепенно их отношения развиваются, они женятся, всё вроде бы неплохо. Но затем что-то идёт не так. Али начинает как-то душниться этими отношениями, хочет кушать по-своему, хочет таскать своих друзей в квартиру и как-то всё не то. Он изменяет ей с хозяйкой бара и вообще по сути бросает её, не приходя домой, тусуясь с дружками, которые в отрытую над ней насмехаются без задней мысли.

Но в финале он попадает в больницу с язвой, она приходит, берёт его за руку, зная, что теперь он в больнице будет гость частый, и на этом кино заканчивается. Многие исследователи делают вывод, что это один из самых антифашистских и антирасистских фильмов ever. Очень может быть, такой смысл и вкладывал Фассбиндер. Истина на то и истина, но порой, касательно некоторых вопросов, истина определяется тем, у кого вы про неё спрашиваете. Лично я кроме шуток не считаю себя ни ксенофобом, ни ярым расистом, очевидно, что в любой нации есть хорошие и не очень ребятки, это и так настолько всем ясно, что даже проговаривать это вслух как-то неудобно ввиду банальности. Но после просмотра фильма реальная история отношений Салема и Райнера выглядит извращённо издевательски со стороны судьбы, настолько в своём роде энциклопедична, что подивиться и задуматься о некоторых вещах в этой жизни после этого могут даже не самые агрессивно настроенные с этой точки зрения граждане.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я не знал лично этих двоих, но я прям вижу эти вырисовывающиеся портреты, будто с дурного анекдота: он, творец, наркоман, и другой он, африканец, который в итоге режет людей ножом - и оба пьяные. Чудесно. Словом, я, зная эту историю заранее, не увидел в фильме какого-то антирасистского высказывания, если только чуть-чуть, а больше увидел своего рода предзнаменование, что ли. Злую шутку Судьбы.

Эх, расписывал я тут вам похождения режиссёра, имеющие не самое прямое отношение к собсна фильму, для того, чтоб мы лишний раз стали свидетелями не самого приятного вывода: Судьба, ирония, жестокие вы с... сущности.

Послесловие

Говоря о фильме(наконец-то) "Страх съедает душу" 1974 года, могу отметить, что это не худший немецкий фильм артхаусного типа про двух одиночек, которые находят друг друга... или не находят. Поди их разбери. Эта мне любовь. С ней сложно, а без неё невозможно. Ирония, жестокая ты дрянь. Но более о фильме мне сказать нечего. Если вам нравятся такие спокойные европейские картины и при этом вы не написали заявление о пропаганде чего бы то ни было, чего я делать не советую, ибо Автор ничего не пропагандирует, ни к кому плохо не относится, а лишь транслирует Истину, то можете посмотреть. Судя по рейтингам на киноресурсах, многим кино нравится. Что ж, кто против?¯\_(ツ)_/¯

#кино #фильмы #режиссер #фрг #топфильмов #подборкафильмов #списокфильмов #рейтингфильмов #расизм #немецкоекино