Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, ― не верь глазам своим».
Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность ― его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
В прошлой публикации мы затронули тему имитации в текстиле и показали, как в жаккардовых тканях и вышивках создавали иллюзию графики. Наш сегодняшний рассказ об имитации кружева — ажурного орнамента, созданного переплетением нитей и существующего без какой-либо тканой основы.
Считается, что кружево появилось в странах Западной Европы на рубеже XV–XVI веков, стоило оно необычайно дорого и поэтому считалось символом роскоши. Узоры кружева разрабатывались именитыми художниками и печатались в специальных сборниках. До наших дней сохранились некоторые из них, например, в коллекции музея Метрополитен хранится книга узоров Чезаре Вечеллио (1521—1601), двоюродного брата венецианского художника Тициана (1488/1490—1576). Подобные сборники выпускались в разных странах и не раз переиздавались. Напечатать узор могли и на недорогой ткани, которая использовалась в дальнейшем для изготовления кружева в качестве эскиза-картона.
Встречаются узоры, напечатанные и на дорогих тканях, например, в коллекции Эрмитажа хранится шелковая ткань с черным рисунком в виде кружева, созданная в Европе на рубеже XVI — XVII веков. Вероятно, такие шелковые ткани с имитацией кружева, пришитого на ткань, могли служить в качестве костюмных тканей.
Появившись как служебный материал, ткани с печатным рисунком в виде кружева уже к концу XVII века дали начало новому стилю в декоре шелковых и льняных тканей — так называемым кружевным узорам. Представленная ниже льняная ткань имитирует гипюр — кружево, состоящее из шитого иглой или плетеного на коклюшках узора, кое-где соединенного тонкими связками.
Производством гипюра особенно славилась Венеция, но создавали его и в других странах Западной Европы. Из гипюра изготавливали воротники, жабо, воланы, и стоило оно значительно дороже ювелирных изделий.
В XVIII веке имитация кружева продолжает встречаться в набивных тканях как отечественного, так и зарубежного производства. Зачастую набивной узор включает элементы, напоминающие полоску полупрозрачного кружева, извивающуюся среди цветков, бутонов и веточек.
Не перестают имитировать кружево и в XIX веке. Ниже представлено визитное платье императрицы Марии Федоровны, созданное в России в начале 1890-х годов. На черном атласе выделяется вытканный узор: среди гиацинтов вьются две ленты — атласная и кружевная.
В завершении публикации предлагаем вам угадать, настоящее ли кружево украшает шелковую ткань на иллюстрации ниже.