Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 141 - На дне

Оглавление

Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня пойдёт сказ о бедных мексиканских детишках, гонимых судьбой.

111 место

"Забытые"/"Los olvidados"(1950)

Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 2 475;

Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 20 526;

Режиссёр - Луис Бунюэль.

«Забытые» (Los olvidados, 1950)
Подростки Педро и Жаибо живут в самом ужасном, пораженном бесчисленными болезнями трущобном районе Мехико. Жаибо постарше, он уже определил для себя жизненные ценности, и его эгоистичная, злобная натура позволяет ему пользоваться теми, кому меньше повезло в жизни.
Сбежав из тюрьмы, он сразу же берет на себя контроль над бандой пацанов, болтающихся на улицах. Под его руководством они совершают бессмысленные акты насилия — не ради денег, а ради удовольствия видеть, как страдают слабые. Более всего хочет брать пример с Жаибо и угодить ему Педро — внешне еще ребенок, в чьих невинных глазах пока еще можно увидеть искру добра, чего не заметишь у других.

Без спойлеров

Через двадцать лет после своего "Золотого века"(1930) Бунюэль выдал, к моему удивлению, довольно прямолинейный и понятный в сути фильм. Если бы я до того не посмотрел его ещё более позднюю "Виридиану"(1961), то, может, удивился бы и поболее. Потому как "Забытые" и "Золотой век" настолько разные, они прям на разных полюсах. И полюс первого мне видится каким-то более плодотворным.

И хоть я рассказывая о "Мушетт" говорил, что не люблю подобную социальную чернуху, но "Забытые" в этом отношении будут, как мне кажется, посимпатичнее, нежели та же "Мушетт", особенно в сравнении с издевательски-дурацким "Золотым веком".

Сюжет здесь более выразительный и ситуация обрисована получше, чем в "Мушетт". К тому повествование же поделено на несколько линий, и хоть есть явно центральная, но и прочие подсюжеты достаточно интересные. Так демонстрируется целая каста народу, несколько персонажей, за которыми следит история, за счёт чего кино смотрится поживее. Ну и даже в открывающих титрах авторы чётко выказывают свою мысль, говоря, мол, вот мы вам покажем, как жили в Мексике пятидесятых беспризорные дети и подростки. Спойлер ли, что так себе.

И кино это "так себе" достаточно чётко показывает. Окружающие насилие, отчуждённость и безразличие удручают с самого начала, а к концу уж тем более. Финал, к слову, оставляет в таком неприятном состоянии души, по понятным причинам. Заставляет, конечно, малость содрогнуться и задуматься, но не всех.

Современники в Мексике не оценили. Понимаю, обидно, когда иностранец показывает про вашу страну такое, но может стоило озаботиться проблемой, а не только гневаться на кино и автора? Честно, не знаю, как в Мексике с этим сейчас, но надеюсь получше. Такого никому не пожелаешь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Не знаю, делал ли так кто до Бунюэля, но делать главгероями таких вот лент детей - идея явно удачная. Ну потому что кому жалко взрослых, хоть они там и болеют, и страдают, и до конца жизни вынуждены копошиться в дерьме, хоть они как бы работают. Кроме шуток, это, конечно, работает и с обычными людьми, но с детьми у людей, как можно заметить, пунктик. Насилие над детьми в реальности вызывает явно больше негодования, не столь важно, сильно больше или не очень, но больше.

И поэтому понизив возраст действующих лиц, мы вызываем тот же нужный авторам эффект, но он уже несколько сильнее. И когда мы видим несправедливость по отношению к этим детям, это возмущает. И когда мы видим принимаемое и производимое ими насилие, это ужасает. Так, думаю, все согласятся, что читая сводки новостей, видя заметки об убийствах и насилии взрослых, мы негодуем, но когда те же самые зверства творят совсем юные цветы жизни, которые как бы будущие члены общества и граждане - вот тогда лично на меня находит какой-то дикий и сюрреалистичный ужас. И Бунюэль неплохо здесь зацепился за это ощущение.

Финал закономерно печален, как же иначе. Милого мальчика из начала фильма, потерявшего отца, выгоняет слепец, у которого он работал, и он, попрощавшись с подругой, уходит в никуда. А главного героя, тоже пацана, убивает его же типа друг, забив какой-то палкой, после чего хозяева фермы вывозят его тело, дабы не дискредитировать себя, и выбрасывают в какой-то овраг. Ну и чтоб не повадно было, его убийцу сразу после преступления застреливают полицмейстеры. Комментарии излишни, суть ясна.

Помимо этого, есть ещё ряд запоминающихся эпизодов, вроде избиения молодняком слепого музыканта, потом избиение ими же человека без ног, тоже инвалида, сцена убийства в середине картины, где убийцу волнует не содеянное им, а чтоб единственный свидетель не разевал рта.

Послесловие

В "Забытых" вообще мало взрослых людей, почти все герои - это дети и инвалиды, голодные и грязные. И они уже так долго на этом дне, что им уже привычно обворовывать окружающих, издеваться над ещё более слабыми, чем они, и получать подзатыльники заместо еды. На этом дне есть жизнь, но она редко выдаётся длинной, да и радости в ней мало. И пусть они могли бы знать что-то хорошее, найти в чём-то отраду, но они буквально не знают, что это. Они потерянные и забытые для общества. И кому как не им знакомо, какой дерьмовой бывает жизнь.

Словом, Бунюэля здесь можно похвалить за отлично переданный ужас ситуации, за атмосферу грязной безысходности, которая, к великой печали, выходит далеко за пределы одной только Мексики.

#кино #фильмыонлайн #режиссер #бедные #беспризорники #драма #мексика #подборкифильмов #топлучшихфильмов #классикакино