Всем известно, что представители древнейшей нации присутствуют практически в каждом государстве. Точных сведений, когда появились евреи на Руси, не существует, но известно, что на момент становления Древнерусского государства восточные славяне хорошо знали этот народ.
Мотивацией для движения евреев на северные территории служат арабские завоевания. К примеру, в Хазарском каганате влияние евреев было настолько сильным, что иудаизм стал государственной религией.
Большая еврейская община существовала в Крыму ещё с времен Боспорского царства, которую изгнал из Палестины император Адриан, после подавления антиримского восстания в 132-136 годах. О наличии еврейской синагоги в Керчи говорят найденные греческие надписи, датируемые 80-ми годами н.э.
Во времена походов на хазар древнерусских князей Святослава, Игоря и Олега, возможно, какая-то часть евреев в качестве пленных попала на Русь. Ещё одним направлением, откуда евреи могли заселиться на Руси, является Византия. Иудейская диаспора там была довольно многочисленной, но время от времени подвергалась гонениям и обращению в христианство. Есть версия, что они могли прийти с Северного Кавказа, но она ничем не подтверждена.
Присутствие евреев на Руси в X веке отражено в Повести временных лет. Когда князь Владимир «Красно Солнышко» ломал голову над выбором религии для Руси, он общался с хазарскими евреями, которые к тому времени проживали в Киеве. В городе они симпатий у жителей не вызывали и держались обособленно из-за сложных отношений с местными.
Враждебное отношение к еврейской общине складывается среди русского населения к концу XI века. В это время появляется «Повесть о Евстратии Постнике», она рассказывает про еврея-работорговца, который в день Пасхи распял пленного монаха, которого принуждал отказаться от веры.
По данным летописей, в начале XII века князь Святополк Изяславич стал оказывать евреям благосклонность, разрешил заниматься ростовщичеством и собирать некоторые пошлины. Иудейская община становится довольно значимой и состоятельной, что не может не вызывать недовольства местных жителей. Сразу после смерти князя, в Киеве вспыхнуло антисемитское восстание, направленное на богатые еврейские дворы.
Князь Владимир Мономах получает послание из Киева разобраться в ситуации в кратчайшие сроки, иначе грабежи продолжаться. Однако на провокацию князь не поддался. Устав, принятый Владимиром, повествует только о русских ростовщиках боярах и ничего не говорится о евреях.
Киевское восстание имело все черты еврейских погромов. Несмотря на то, что в Киеве существовал район — Жиды, Жидовские ворота, сами евреи пропадают из истории на долгое время. В итоге появление евреев на Руси сопровождалось трагическими событиями.
Изолированность евреев, которые не желали смешиваться и терять свою религию, в купе с высоким уровнем жизни, стало причиной их изгнания, а в некоторых случаях и физического уничтожения.
Понравилась статья? Тогда обязательно поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в своих социальных сетях!
Читайте также