Найти тему
Вероника Хлебова

Откуда у меня душевная боль, как ее излечить?

Душевная боль - это реакция ребенка на то, что его не слышат, не видят человеком, не проявляют к нему человеческих чувств - сострадания, сочувствия, теплоты... Любви.

Если это происходит из раза в раз, из эпизода в эпизод, то ощущение себя объектом закрепляется, но, одновременно закрепляется реакция боли. Потому что любой человек не хочет быть объектом чьих-то манипуляций.

... Когда я начинаю работать с клиентами, они не хотят прикасаться к этой боли. Очевидно, почему. Потому что нет никакого желания ее переживать.

Но нам необходимо найти все обстоятельства, почему возникла душевная боль.

Нам нужно выявить обстоятельства, при которых она возникала раньше, в результате чего сформирована эмоциональная реакция.

... Маленькая девочка не знала, как угодить маме, потому что мама часто была недовольна. Девочка пыталась понять, что же нужно сделать "правильно", чтобы мама ее похвалила. А точнее - полюбила. Потому что любимой она себя не чувствовала. А чувствовала себя плохой.

Но... ничего не выходило. Защититься от маминой критики и оценки было невозможно. Несмотря на то, что и училась девочка хорошо, и вела себя тихо, и в доме убиралась, и лишнего не говорила.

Девочка не знала, что проблема была не в ней. Что проблема была в матери. Но выглядело все так, как будто - в ней.

Мама не видела в девочке живого ребенка. Она делала из нее правильную функцию.

Девочка страдала. Годами обиды скапливались в душевную боль. Боль приводила к закрытию. Ей казалось, что другие люди такие же жестокие.

И частенько так и было: ее критиковали, не видели в ней человека. Она окончательно закрылась.

Ее важнейшие потребности - быть живой, замеченной, иметь близкие отношения, свободно общаться с людьми - не могли быть реализованными. Мешал страх боли, которую она не хотела чувствовать.

Неудовлетворенные потребности приводят к хронической боли. Они же не реализуются. Откуда возьмется радость жизни?

Значит, с болью все-таки нужно работать.

В психике и теле есть цепочка связей: триггер (кто-то проигнорировал мои нужды), моя реакция (боль), защиты (самокритика или обвинение того, кто невольно задел травму).

Эту цепочку необходимо изменить. Потому что без взаимодействия с людьми потребности наполнить не удастся.

Нам нужны другие люди - не для того, чтобы они удовлетворили наши нужды. А для того, чтобы в контакте с ними мы сами могли их удовлетворить.

Удовлетворить нужду в близости, энергообмене, в развитии, в душевном тепле.

Но пока мы находимся на уровне ребенка, которому нанесли травму, мы можем только ждать, бояться и избегать. Больше ничего.

... Итак, нам нужно изменить цепочку реакций. Для этого нужно выделить триггер.

Вот некоторые триггеры, из-за которых могут возвращаться ваши старые детские реакции:

Игнорирование чувств, нужд, навязывание того, что правильно, и вообще любой отказ в вашей субъектности - права решать, заявлять о себе и т.п.

Если у вас "накоплены" боль и недовольство по этому поводу, то и реакция будет типичная - нападение (тиран) или уход в жертву.

Когда вы заметите триггер, вы заметите свою зависимость от внешнего мира. Вы замечаете, что у этого мира есть власть над вами. Именно поэтому мир "причиняет вам боль".

В этот момент у вас появляется шанс отделить мир от родительских фигур, которые причинили вам боль. И отделиться от них - не ожидая, что они вернут вам субъектность.

...Погружая своего клиента в травму, я помогаю ему вернуть свои права, которые он, по инерции, не признает, потому что считает, что родители даруют эти права.

Нам кажется, что это они "разрешают" признать свои чувства, или нужды, или иную субъектность.

Нам так кажется, потому что когда-то мы действительно зависели от них.

Как я помогаю вернуть права? очень просто. В тот момент, когда человек погружен с свою травму, я из позиции Наблюдателя подтверждаю, что с его чувствами все в порядке, нужды его тоже "нормальные" и желания - тоже.

Потом я прошу (в травматичном эпизоде) посмотреть на родителей со стороны, и понаблюдать за их жизнью. Такое наблюдение "на дистанции" отделяет нас от родителей, позволяет почувствовать их вовне, в то время как они всегда были "внутри".

Результатом становится ускоренная сепарация, которую мы закрепляем еще и освобождением телесных реакций.

Боль проходит быстро, когда мы перестаем отдавать власть над своей жизнью - в том числе субъектностью, правами на чувства, нужды, желания, выборы - родительским фигурам и их проекциям.

Но все это становится возможным только через целенаправленную работу с душевной болью, которую мы оправдываем рациональными причинами, считая естественной, не замечая, что накапливаем боль и дефицит по собственной воле.

Друзья, для работы с травмой приглашаю вас проделать курс терапевтических медитаций "Сепарация и исцеление травмы"

Мои книги можно купить Здесь

Подписывайтесь на мой Телеграм