С-65 «Сталинец» - первый дизельный трактор СССР

4,1K прочитали

Всем привет!

Первые советские трактора работали на керосине, но уже в 30х гг. стало понятно, что дизельная техника гораздо дешевле в эксплуатации. Советский Союз не мог не заметить этого, и уже в конце 30х гг. выпустил первый трактор, работающий на дизеле, - гусеничный С-65. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

История нашего героя началась в 1935 г., когда на высшем государственном уровне было решено запустить производство нового трактора на Челябинском тракторном заводе. Машина разительно отличалась от предшественника С-60: гусеницы стали шире, радиатор увеличился, а бензобак теперь находился за мотором и был прикрыт. Двигатель же создавался на основе американского Caterpillar и развивал 65 л. с. при объеме почти 15 л. Численный индекс был дан технике именно за мощность мотора.

Место тракториста же оставалось очень простым: сидение по-прежнему было жестким, приборов было всего два, а звукоизоляция отсутствовала. Зато со временем у С-65 появилась закрытая кабина, что существенно облегчало работу в дождливую погоду:

Поздний С-65. Источник фото: karopka.ru
Поздний С-65. Источник фото: karopka.ru

С-65 выпускался с 1937 по 1941 г., и всего было выпущено 37 626 таких тракторов. Первое время почти все они работали в сельском хозяйстве:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

В 1938 г. около 60 таких тракторов отправились на экспорт, а еще раньше, в 1937 г., С-65 был одним из экспонатов на международной выставке «Искусство и техника современной жизни» в Париже, где он удостоился Гран-при. В нашей же стране С-65 стал еще и киноактером, засветившись в фильме «Трактористы»:

Кадр из х/ф «Трактористы», реж. И. Пырьев, СССР, 1939 г.
Кадр из х/ф «Трактористы», реж. И. Пырьев, СССР, 1939 г.

Но все эти заслуги С-65 тускнеют перед тем, что этой модели пришлось пережить после остановки производства. Начавшаяся Великая Отечественная война вынудила изъять из сел многие трактора и переоборудовать их в тягачи для пушек, и С-65 стал буксировать в основном среднюю гаубицу МЛ-20, а иногда мог потащить за собой и тяжелую Б-4.

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Трактор стал не менее важной движущей силой советских войск, чем танки и артиллерия. Он служил на вторых ролях практически во всех ключевых сражениях с немцами, вплоть до взятия Берлина. За военные годы дизель показал себя на высоком уровне, что лишь подчеркивало его преимущества перед моторами на керосине. Возможно, именно поэтому уже после окончания Великой Отечественной войны большинство тракторов СССР были дизельными.

С-65 же после войны окончательно выработал свой ресурс и был быстро вытеснен новой техникой. Сегодня удел этих машин – военно-исторические музеи, среди которых главенствующую позицию занимает, как водится, комплекс в Верхней Пышме:

Источник фото: kargoteka.info
Источник фото: kargoteka.info

С-65 – советский трактор с непростой судьбой. Ему пришлось стать и первым дизельным трактором в нашей стране, и поработать на селе, и показать себя в искусстве, и пройти всю войну. Со всем этим техника справилась на отлично, и сегодня отреставрированные экземпляры не позволяют забыть нам об этой славной машине, много сделавшей для СССР.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!