Странно, очень странно, что за 35 лет с того момента, как я впервые взял в руги гитару, у меня ни разу не было желания вспомнить все свои интересы (чуть было не написал всех своих... хотя это как-то делал ;-) ), а значит сейчас меня самого ждёт увлекательное путешествие в собственную историю. А для полноты картины я буду вспоминать не только те инструменты, которые были у меня в собственности, но и те, которые мне приходилось использовать какое-то время, хотя к таковым относятся не так уж и много инструментов: первая!
Первая гитара была не моя! Это была старушка-семиструнка, купленная за 7 советских рублей моиб другом, соседом и первым учителем музыки Мишей Германом. На ней он мне и показал первые аккорды и показал, как играть песню Александра Барыкина "Аэропорт".
Помню, как попросил у Миши гитару на новый год (1988), и с другом и соседом Сашей Бондаренко мы пошли гулять с гитарой в новогоднюю ночь, и я точно помню, что мы орали уже несколько песен.
Кстати, на рубеже 1987 и 1988 годов, вернее в конце 87-го, я играл на барабанах в гаражно-чердачной группе. С наступлением холодов мы перебрались в пустующую секцию гаража моего деда. После репетиций, когда ребята расходились по домам, они оставляли гитары в гараже. И тогда, вечером, я приходил в гараж, открывал своим ключом и перебирал струны на электрогитаре Musima. Вот за этой белой стеной (на фото ниже) всё и происходило.
Когда мои родители поняли, что гитару покупать мне необходимо, то заказали лучшее, что можно было найти в 1988 году - ленинградскую гитару с пластиковым корпусом, на которой я играл до 1992 года, хотя следующую за ней купил немного раньше.
Гитара эта претерпевала много издевательств: я на неё устанавливал дополнительные три колка, чтоб сделать 9-стрункой, он разбивалась об асфальт и потом клеилась, я на неё даже однажды сел и раздавил, но всё время восстанавливал и она жила до тех пор, пока я не подарил её девочке, с которой встречался, осенью 1992 года. Когда эта гитара уже переставала меня устраивать, а с выбором было не густо, где-то в конце 90-го начале 91-го я купил борисовскую акустику. Она у меня есть до сих пор. Я её даже использую для придумывания партий, потому что она очень мягкая и пальцы на ней никогда не устают. Мне её сейчас лень фоткать, а потому поставлю фото, как на неё пытается играть моя доча:
В 1991 году я поступал учиться в музыкальное училище на эстрадное отделение, а значит мне нужно было приобретать инструменты (классическую и электрогитару) более-менее высокого класса и качества. Поэтому выбор пал на классическую CREMONA. А в качестве электрогитары мне досталась мастеровая гитара, которую я купил у своего учителя. Это была гитара, сделанная под старый Gibson с двумя рогами.
Собственно, на всём этом я играл вплоть до окончания училища в 1996 году. Классику я подарил центру детского туризма, электрогитару продал, уже не помню, когда именно.
В 1999 году, когда я впервые женился, мои друзья решили скинуться молодожёнам на подарок. Выбор был между байдаркой и гитарой. Я сейчас очень жалею, что выбрал гитару, ну да ладно. Это была классика. очень дешёвая, но как-то я на ней вытянул несколько лет. В 2004 году моя жена раздавила её, что удивительно, в байдарке во время похода по речке Ипути. Осталась фотка с первой ночёвки в этом походе, за несколько часов до "трагического" события. Ну и ещё парочка скриншотов с видео...
Но потеря этой гитары стала хорошим знаком - мне нужна была гитара совсем другого уровня и я стал долго выбирать.
Да, забыл сказать... Была ещё одна промежуточная гитара. Она был интересная. Переделка недорогой черниговской гитары (а гитары тогда, ровно как и мою борисовскую, к слову сказать) делали из массива, а потому её, видимо, доработали, полакировали, поставили хороший качественный гриф. На неё я проиграл не долго - она треснула серьёзно, я её отдал поремонтировать, а потом забыл забрать... А потому я вернулся к выбору достойного инструмента профессионального уровня
Выбор пал на испанку ESTEVE с вырезом. Это была гитара из кедра. Верх и обечайки - массив, задняя дека - шпон. Через какое-то время я заказал установить на неё подпорожковый звукосниматель, но он оказался отвратительным. На этой гитаре я играл долго, года до 2011 точно, потому что на фото с концерта в гомельском молодёжном театре она ещё фигурирует, но уже рядом с моей следующей гитарой.
Но у меня всё равно с ней не сложилось. В звуке этой гитары была какая-то непонятная частота, которая меня очень раздражала на записи. Как её ни пытались вырезать, ничего не получалось, прям мистика какая-то. В итоге я от неё избавился - продал дочери моего друга, московской бардэссе Полине Матькуновой.
До того, в 2007 году я понял, что мне не хватает классики и нейлонового звучания. Захотелось железного кача. И он появился. После того, как на Грушинском фестивале нам вернули деньги за ЖД-билеты + дали небольшой гонорар, мы с женой решили потратить на покупку электроакустической гитары. У нас было два дня в Москве и $700. Было посещено 8 магазинов и перетрогано около 40 гитар. В итоге выбор пал на CRAFTER DTE 6/n, на котором я играю по сей день. Главным критерием выбора был именно электрический звук. Да и обошлась она мне несколько дешевле - около $500. Эта гитара по моему вкусу, да и вкусам моих клиентов, оказалась идеальной в студийной записи в линию. Хотя иногда писали параллельно микрофоном и микшировали сигнал.
С этой гитарой я сроднился. А если есть что-то родное, то иногда случаются ситуации, которые бьют по этому больному месту. Таких историй было три.
Первая случилась на фестивале "Рамонский родник" под Воронежем. У меня, кстати, нет этого "никому не даю гитару". Если я знаю, что человек играет аккуратно, то я не отказываю в том, чтоб дать инструмент на выступление. Так случилось и тогда. Мой тогдашний товарищ Витя Байрак попросил гитару на выступление в каком-то фестивальном концерте, в котором я не участвовал. Я ему дал гитару в чехле и он ушел. Мы жили в одной палатке. Утром я обнаружил Байрака храпящим, но гитара храпу не резонировала ввиду отсутствия оной. Я растолкал растяпу и спросил, где гитара?.. Он не сразу понял, что произошло. А потом ополоумевший побежал искать. Оказалось, он оставил её возле сцены, а сам ушёл. Ну, не его ж - можно и забыть. В общем, гитара пропала. Кинули клич по поляне. все озадачились, стали искать. Расстроенный Байрак подошёл ко мне, почёсывая репу:
- Сколько она стоила?..
- $500, но я её очень долго искал и выбирал, да и не везде она продаётся. Для того, чтоб найти похожего уровня и быстро, мне понадобится минимум 600.
- Если не найдётся - не вопрос...
- Ок. Решим.
Рядом сочувствовал харьковский бард Дима Макляков. Стоял, посильно утешал меня. А тут как раз принесли весть, что после концерта, когда все разошлись, гитару обнаружила милиция и забрали от греха. Когда выяснилось, что гитара нашлась, Димка с хитринкой посмотрел на меня:
- Что, даль, да?.. ;-)
Вторая история случилась на фестивале "Большая бард-рыбалка". Прямо во время концерта треснул нижний струнодержатель, пришлось резко перехватывать гитару у коллег, а мою пришлось долго лечить. Да же сегодня, не смотря на то, что трещина тщательно заклеена, есть проблема маленькая со звуком.
Третяя история случилась недавно - при попытке решить тот самый косяк, тянущийся за поломкой струнодержателя, повредился пьезоэлемент звукоснимателя, а это замена оного. Но проблема оказалась в том, какой именно элемент стоит в этой гитаре? Кто производитель? Оказалось, что не всё так просто. Пришлось даже писать на фабрику в Корею, откуда меня перенаправили к российскому дилеру, те опять связывались с фабрикой. Процесс оказался затянутым, но в итоге выяснили модель звукоснимателя. Пришлось ещё около двух недель ждать его доставки. В итоге я получил абсолютно такой же звук, как и прежде, даже немного лучше.
Но играть на одной электроакустике при моей работе нереально - необходимо было купить ещё и электрогитару. Поскольку мне нужен был инструмент более-менее роковый, выбор пал на YAMAHA RGX121
Все электрогитарные соло я записываю именно на ней. И она у меня - не подарок. Я люблю ставить очень жёсткие струны и они стоят очень высоко. ну, это мои бзики.
И в заключение ещё про одну рабочую "лошадку". На фестивале "На волне шансона" в Твери в 2014 году мне подарили за бронзу дешёвенький HOHNER Western. Гитара никакая, ну ващще, но дарёному коню, как говорится... Но у неё есть одно достоинство - на ней не нужно прижимать струны - они прижимаются при лёгком касании, при этом ничего не дребезжит, всё строит, всё предельно корректно работает. Только вот звук.... Но, как ученическая гитара в классе - она идеальна! Фоток нет почти - одна фрагментарная в руках у кого-то из учеников:
Вот так, если кратко, про мою гитарную эволюцию. Думаю, на этом она не закончится. Есть планы на покупку других инструментов, например, очень хочу приобрести midi-гитару. Но, это успеется - ещё полжизни впереди!
P.S. Кстати, начал я эту историю с рассказа о юзании чужой гитары - такой же историей и закончу. Поработал я без малого полгода в Добрушском РДК, где имел возможность поработать с легендарными инструментами. Просто показываю фотки. Ради того, чтоб их подержать в руках и кое-что сыграть и записать, стоило мучений там находиться.