Перформанс группы Waldgang «МРОТ»
Денег художнику не хватает всегда. Но можно использовать их не по назначению, а в качестве материала.
В рамках выставки «Лебедь сдох» в галерее ГРАУНД Солянка состоялся перформанс московской молодёжной группы Waldgang под названием «МРОТ». МРОТ — аббревиатура, обозначающая минимальный размер оплаты труда, термин не особо желающий вставать в одно предложение с понятиями искусства, творчества, музыки. Тем не менее именно вокруг МРОТ, суммы в 12,130 руб., закрутились перформансивные действия группы Waldgang.
Группу пригласили участвовать в фестивале, но бюджет, предоставленный на производство работы был 50 тысяч руб. и никак не мог покрыть расходы на произведение. Возникла идея не тратить деньги, а использовать их как материал — разменяв 12,130 руб. на 10-ти копеечные монеты, ребята переплавили бюджет в музыкальный инструмент — колокол.
В состав группы молодых художников и музыкантов Waldgang входят студенты и выпускники Московской консерватории: Данила Зудинов, Иван Манько, Павел Поляков и художница Варвара Иваник. Реализовать идею им так же помогали друзья и коллеги: оператор Аня Аматуни, звукорежиссёр Константин Ксенофонтов и виолончелист Ростислав Чучалин.
Обращаясь к термину социальному (часто выплаты или штрафы привязываются к размеру МРОТ, который меняется год от года) и даже оперируя конкретными цифрами, авторы не концентрируются на самой теме, но кладут её в основу произведения, как краеугольный камень, с которого начинается строительство дома.
Колокол не только музыкальный инструмент, но и важный религиозный объект — голос сообщения. Колокол звонит, чтобы собрать людей или известить их о случившемся – беде или празднике. Его музыкальный звук мы улавливаем в оркестре, но он же может быть призывом к молитве или нести нам какую-то весть. По ком же звонит колокол из переплавленного МРОТ?
Перформанс напоминает ритуал: на фоне кадров документации переплавляемого металла и горлового пения происходит акция знакомства с самим объектом – колоколом. Так колокол, уже несколько архаичный и вместе с тем многозначный образ, сталкивается с проблематикой не просто современной, но живой, выявляющей материальные и социальные аспекты. Идея МРОТ не растворяется в новом образе, а возникает с новой силой, как вопрос, который присутствует в жизни человека в течении всего времени существования социума – как тема труда, усилия, преодоления. Это напряжение ощущается как в музыкальной составляющей – горловом пении, так и в визуальной, в которой атлеты – участники перформанса Михаил Малек и Сергей Рогов поднимают и медленно несут колокол, как будто преодолевая сопротивление воздуха или окружающей среды.
«В целом всё это иеротопия вокруг объекта. Но мы не занимались созданием мистерии, нас увлекала энергия работы, напряжения, усилия, абсолютно телесного человеческого труда и воли, перехода из одного состояния в другое металлов, взаимодействия огня и человеческого усилия. По такому же принципу строилась и музыка. К примеру, горловое пение как вариант напряжения дыхания и диафрагмы. И вот уже эти процессы и их природа нами сакрализировалась», — рассказывают о своей работе участники Waldgang.
В реальности перформанс группы Waldgang начинается не в галерее и не в то время, которое указано в анонсах. Все действия участников группы, предшествующие событию в галерее, на первый взгляд могут казаться подготовкой, и все же являются важной частью произведения. В них задействованы и авторы, и совершенно случайные люди, которые разменивают бумажные деньги на 10-ти копеечные монеты, и кузнец Сергей Морозов, переплавляющий в своей кузнице МРОТ в перформативный объект «МРОТ». Сам процесс переплавки несёт в себе важную концептуальную составляющую, но он же становится и видеорядом — частью инсталляции, которую можно увидеть на мониторах в галерее. Каждый аспект перформанса служит, в первую очередь, не для представления работы зрителю, а для проживания действия его участниками – эта личная вовлеченность становится тем основным языком, на котором говорит «МРОТ».
«В целом всё это иеротопия вокруг объекта. Но мы не занимались созданием мистерии, нас увлекала энергия работы, напряжения, усилия, абсолютно телесного человеческого труда и воли, перехода из одного состояния в другое металлов, взаимодействия огня и человеческого усилия. По такому же принципу строилась и музыка. К примеру, горловое пение как вариант напряжения дыхания и диафрагмы. И вот уже эти процессы и их природа нами сакрализировалась», — рассказывают о своей работе участники Waldgang.
В реальности перформанс группы Waldgang начинается не в галерее и не в то время, которое указано в анонсах. Все действия участников группы, предшествующие событию в галерее, на первый взгляд могут казаться подготовкой, и все же являются важной частью произведения. В них задействованы и авторы, и совершенно случайные люди, которые разменивают бумажные деньги на 10-ти копеечные монеты, и кузнец Сергей Морозов, переплавляющий в своей кузнице МРОТ в перформативный объект «МРОТ». Сам процесс переплавки несёт в себе важную концептуальную составляющую, но он же становится и видеорядом — частью инсталляции, которую можно увидеть на мониторах в галерее. Каждый аспект перформанса служит, в первую очередь, не для представления работы зрителю, а для проживания действия его участниками – эта личная вовлеченность становится тем основным языком, на котором говорит «МРОТ».
Наш мозг устроен так, что мы всё время ищем каких-то точных понятий и определений, пытаясь понять, что же перед нами: современное визуальное искусство или современное музыкальное произведение, его авторы – художники или музыканты? Человеку часто свойственно всё непривычное подгонять под уже знакомые категории. Перформанс группы Waldgang сложно подогнать под одну конкретную категорию – его участники, художница и три музыканта, развивают интересующие их самих темы и идеи, но каждый по-своему: в произведении звучит многоголосье.
Увидеть Колокол, а также стать свидетелями многоголосья не только этой, но и других уникальных работ, связанных со звуком, вы можете до 6 ноября на выставке «Лебедь сдох».