Найти тему

5. Счет. Хлопки

Итак, теперь мы вооружены некоторыми аналитическими компонентами, помогающими воспринимать ритмическое явление (ритмический рисунок).

В контексте восприятия и анализа это:

  • темп и его изменения
  • метр (количество долей в такте)
  • 1-я (сильная) метрическая доля
  • 2-я и прочие метрические доли (слабые и относительно сильные)
  • части метрических долей (в 2, 3, 4, 6 чаще основных)Второй нашей задачей является воспроизведение ритмического явления (ритмического рисунка)

В контексте исполнения это:

  • держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
  • мысленное представлять, «генерировать» про себя СЕТКУ из метрических долей и их частей
  • заполнять СЕТКУ ритмической фактурой - то есть вставлять ноты-звуки точно в нужное место в этой сетке.

Для этого нам необходимо взяв за основу метрическую сетку произносить счет вслух и научиться звуками (хлопками) попадать в метрические доли или части долей.

Вот упражнения, которые помогут нам в этом.

Возьмем только основные метрические доли в двудольном метре.

Для этого просто считаем «раз-два» и хлопком попадаем то в счет «раз», то в счет два», то в оба счета.

Условные обозначения:

« * » - хлопок.

« - » - нет хлопка.

« | » - тактовая черта, обозначает конец такта.

ВАЖНО!!!! Чтобы голос и хлопок совпадали.

Упр.1

* - | * - | * - | * - |

1 2 1 2 1 2 1 2

Упр.2

- * | - * | - * | - * |

1 2 1 2 1 2 1 2

Упр.3

* * | * * | * * | * * |

1 2 1 2 1 2 1 2

Каждое упражнение можно повторять бесконечное количество раз, пока не получиться считать ровно и попадать точно.

Можно совмещать эти упражнения в различных вариациях, например:

* - | - * | - - | * * |

1 2 1 2 1 2 1 2

И множество других.