Итак, теперь мы вооружены некоторыми аналитическими компонентами, помогающими воспринимать ритмическое явление (ритмический рисунок).
В контексте восприятия и анализа это:
- темп и его изменения
- метр (количество долей в такте)
- 1-я (сильная) метрическая доля
- 2-я и прочие метрические доли (слабые и относительно сильные)
- части метрических долей (в 2, 3, 4, 6 чаще основных)Второй нашей задачей является воспроизведение ритмического явления (ритмического рисунка)
В контексте исполнения это:
- держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
- мысленное представлять, «генерировать» про себя СЕТКУ из метрических долей и их частей
- заполнять СЕТКУ ритмической фактурой - то есть вставлять ноты-звуки точно в нужное место в этой сетке.
Для этого нам необходимо взяв за основу метрическую сетку произносить счет вслух и научиться звуками (хлопками) попадать в метрические доли или части долей.
Вот упражнения, которые помогут нам в этом.
Возьмем только основные метрические доли в двудольном метре.
Для этого просто считаем «раз-два» и хлопком попадаем то в счет «раз», то в счет два», то в оба счета.
Условные обозначения:
« * » - хлопок.
« - » - нет хлопка.
« | » - тактовая черта, обозначает конец такта.
ВАЖНО!!!! Чтобы голос и хлопок совпадали.
Упр.1
* - | * - | * - | * - |
1 2 1 2 1 2 1 2
Упр.2
- * | - * | - * | - * |
1 2 1 2 1 2 1 2
Упр.3
* * | * * | * * | * * |
1 2 1 2 1 2 1 2
Каждое упражнение можно повторять бесконечное количество раз, пока не получиться считать ровно и попадать точно.
Можно совмещать эти упражнения в различных вариациях, например:
* - | - * | - - | * * |
1 2 1 2 1 2 1 2
И множество других.