Найти тему
Бесполезные ископаемые

Концерт по письмам из будущего

Оглавление

Раскритиковать поздний альбом группы со стажем – дело нехитрое. Куда труднее отказ от скоропалительных показаний под гнетом объективных доводов и убедительных примеров.

За такой привередливостью часто прячется разочарование собственным настоящим, а не результатом работы музыкантов, уверенно шагающих в будущее.

Crazy Steal уместно сравнить с Who Are You, последним альбомом The Who в оригинальном составе.

Роль золотого звена между нержавейкой Write On и Crazy Steel играет пугающе безотказная «Русская рулетка», чья программа соответствует изяществу дизайна обложки. То есть, и в этом случае три пластинки образуют условный триптих, в котором сохранена непростая обстановка середины 70-х.

Заранее настраивая себя на недовольство поздним альбомом старой группы, мы повторяем ошибку предшествовавших поколений. Современника довоенных фокстротов и танго раздражали рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, никак не связанный с ценностями Европы, которую этим жанрам суждено было покорить всерьез и надолго.

Без реактивной мощи ранних «Холлиз» альбомы 70-х годов могли бы сделать честь любой группе, либо пришедшей ниоткуда, либо объединяющей закулисных профессионалов, как это получилось с проектом Rubettes, чьи не хитовые вещи ничем не хуже всемирно известных боевиков.

Не будь у Джона Фогерти твердого прошлого в виде альбомов и синглов «Криденс», его сольные опыты заметили бы единицы. Несмотря на привычный перфекционизм и стопроцентную узнаваемость этого артиста, так блистательно спародированную в одной из песен «Холлиз».

За исключением альбома с собачкой, откуда зоркие англичане The Searchers и Status Quo своевременно выдернули две перспективные композиции.

У «Холлиз» 70-х практически отсутствуют песни, на которые мог бы позариться кто-нибудь еще. Музыка этого периода адресована взрослым людям, не заинтересованным в повторении первой молодости, пока они наслаждаются дарами и удобствами второй. Реакция на этот материал примерно такова – не знаю, что это, но очень нравится. Точнее, я бы сказал, не раздражает и не мешает наверстывать упущенное в личной жизни.

Музыканты создают комфортный фон, не претендуя быть в центре внимания. Стоит также отметить их пренебрежение совсем примитивными шлягерами, адресованными, в обход аудитории со вкусом, самой неприхотливой прослойке слушателей. Песни «Холлиз» могут быть клинически холодны и предсказуемы, но в них отсутствует другая крайность – задушевный китч, удушливая искренность "цыганщины".

Претензии к новому звучанию группы со стороны ревнителей чистоты биг бита возникли еще в конце 60-х, когда «Холлиз» записали альбом песен Боба Дилана в стилистике, парадоксально близкой советским ВИА. Успешно повторив фокус, неоднократно проделанный до них Манфредом Мэнном и The Turtles.

Смелый, но консервативный эксперимент только укрепил сомнения в правильности избранного группой пути. Ведь эталоном авангардизма в ту пору считали «200 мотелей» и «Уммагумму».

Эстрадный подход к акустическим песням Дилана апробировали Сэм Кук и Стиви Уандер. Сентиментально-развязный хонки-тонк I’ll Be Your Baby Tonight грациозно соединяет злачное Сохо в лице Leapy Lee с дресс-кодом Лас-Вегаса, олицетворенного Хампердинком.

Кстати, замечательная I Wanna Shout, затаившаяся в конце «Исповеди рассудка», сильно смахивает на I Shall Be Released, тогда же адаптированную Tremeloes без попыток выдать частично чужое за частично свое после изящной пластики.

Маститые хитмейкеры британской поп-сцены Алберт Хаммонд, Кенни Линч, Гринуэй и Кук видели в голосистых «Холлиз» то же самое, что видели в «Песнярах» Лученок и Пахмутова – стартовую площадку для крепких хитов, которые, будучи выведены на орбиту, смогут фонтанировать золотыми яйцами отчислений десятки лет.

Чехарда с солистами-фронтменами, кем изначально и славилась группа, также длилась годами. Место незаменимого Грэма Нэша занимал Терри Силвестер из недосягаемых Swinging Blue Jeans.

Феноменальный Алан Кларк уступал микрофон не менее феноменальному шведу по имени Микаэль Рикфорс. Оба успевали выпускать интереснейшие сольники, шагая в ногу со временем, но не претендуя на его опережение.

Творчество Кларка вне «Холлиз» напоминает достижения Эрика Кармена после ликвидации гениального проекта Raspberries, чей стиль местами близок квинтету неутомимых англичан.

Его кавер на Send Me Some Loving по свежести и драйву не уступает версии Леннона, сделанной примерно в то же время, но опубликованной годом позднее.

Альбом, способный произвести впечатление при первом же знакомстве, певец записал в Штатах с музыкантами, чьи имена прочно связаны с вершинами AOR и софт-рока. Не забыв перепеть симпатичную вещь многострадального Бэдфингера.

Возвращение в лоно привычного коллектива после недолгой отлучки обернулось и для Кларка и «Холлиз« периодом продуктивной стабильности, известным как «маленький золотой век». Несмотря на преобладание песен, написанных участниками группы, в создании которых активно участвовал Терри Силвестер, «Холлиз» охотно и качественно раскручивали классный материал начинающих аутсайдеров.

Золотой серединой такой золотой середины для автора этих строк остается Write On, чья обложка в виде пустого листа щеголеватой записной книжки словно бы напоминает «чище правды свежего холста, вряд ли, где отыщется основа». Порядком заезженную, но для данного случая уместную на все сто, поэтическую максиму Мандельштама. Голоса, главные художественные инструменты «Холлиз», чисты и свежи, аккомпанемент не нуждается в правке – он, как обычно, выше всяких похвал.

Своеобразие конца 60-х, не имеющее точной дешифровки, пронизывает позднейшие работы «Холлиз», казалось бы, полностью лишенные ностальгического подтекста. Тоску по недоступной отшумевшей эпохе заранее выдумывает слушатель, но сигналом к сеансу служит название группы, которое легко запомнить с первого раза и невозможно забыть.

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

-3

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-4