Найти в Дзене
Textile Pro

Стратегия “Китай+1” и что о ней нужно знать

В последние годы многие компании приняли стратегию «Китай плюс один» для управления своими глобальными цепочками поставок. Другими словами, вместо того, чтобы полагаться исключительно на китайских производителей, они устанавливают дополнительные отношения с поставщиками в другой стране. Иногда это может быть плюс два, плюс три или больше, все зависит от количества стран, в которых находится компания.

Почему появилась потребность в данной стратегии?

1. С точки зрения крупных корпораций размещать все производство только в Китае становится невыгодным. Заработная плата китайских рабочих более чем удвоилась за последние десять лет, что вынуждает компании искать новые страны, где заработная плата все еще низкая. Затраты на оплату труда выросли из-за изменения численности населения.

Сегодня Китай — стареющая нация, чья политика одного ребенка сорвала регулярные поставки нового поколения молодых рабочих. Серьезную озабоченность вызывает нехватка работников следующего поколения для замены тех, кто в настоящее время выходит на пенсию или выйдет на пенсию в ближайшие годы.

Оба варианта — будь то удержание нынешних работников путем выплаты им более высокой заработной платы или наем рабочей силы из других стран — имеют тенденцию к увеличению стоимости рабочей силы.

2. Кроме того, ряд событий за последние несколько лет вызвал волновой эффект в обрабатывающей промышленности. Сначала это была торговая война между двумя глобальными экономическими сверхдержавами — США и Китаем, которая бросила тень на глобальную цепочку поставок. Затем пандемия еще больше повлияла на и без того напряженную ситуацию из-за закрытия Китая для сдерживания распространения COVID-19. Напряженность, вызванная торговой войной в целом и пандемией в частности, выявила сильную зависимость многих компаний от Китая в отношении сырья, контрактного производства и производственных мощностей.

-2

Как именно реализуется эта стратегия?

Давайте рассмотрим, как крупная компания Nike пользуется данной стратегией. По состоянию на август 2021 года около 13% рабочих, производящих продукцию Nike, работали на производственных предприятиях в материковом Китае, а 41% рабочих находились во Вьетнаме. Nike производит свою продукцию более чем в 30 странах мира, чтобы диверсифицировать производство.

Таким образом, они не зависят от какой-либо страны в отношении своей продукции и могут переносить производство в случае непредвиденных политических, нормативных, погодных, эпидемических/пандемических или других событий, связанных с конкретным регионом.

Nike может поддерживать такое большое производственное присутствие, потому что это компания с многомиллиардным оборотом. Но многие небольшие компании обнаруживают, что они получают выгоду только от одного дополнительного направления поиска, отсюда и термин «Китай плюс один».

Исходя из этого, большинству производителей было выгодно принять стратегию «Китай плюс один» и перенести лишь часть бизнеса в другие страны, такие как Бангладеш, Индия, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Таиланд и Вьетнам, а также в качестве альтернативы страны Африки и Латинской Америки.

Однако не все компании переходят на "Китай +1", чтобы снизить зависимость от Китая. Испанская модная группа Inditex, владелец Zara, хочет, чтобы «производство было поблизости».

Работая над стратегией, Inditex сократила производство на 17 процентов в 2020 году и прекратила работу с 65 поставщиками в Китае.

Всего испанский модный гигант работает с двенадцатью кластерами глобальных поставок, а именно: Испания, Португалия, Марокко, Турция, Индия, Бангладеш, Пакистан, Вьетнам, Китай, Камбоджа, Аргентина и Бразилия, из которых Китай все еще остается крупнейшим кластером.

Поэтому, если у вас крупный бизнес, и вы сотрудничаете только с Китаем, то есть смысл поискать и другие варианты производства, это может сэкономить деньги и силы.