Некоторые религиозные верования и ритуалы, как считают исследователи, уходят корнями глубоко в древность. Смерть как культурный феномен, о котором писали и говорили вышел из древней мифологии. Как говорит английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний Эдвард Тайлор, в древних государствах смерть приравнивалась ко сну, поэтому люди и заботились об умершем как об уснувшем. Долгое время к телу могли приносить еду, вещи повседневного использования, выделять специальное «удобное» пространство, как если бы человек был еще жив. Когда же тело начинало разлагаться, древние люди пугались запаха и внешнего вида усопшего, именно из-за этого появилась потребность погребать тело в землю. Однако в древности, подобные ритуалы считались не церемонией прощания, а изоляцией изуродованного тела от окружающих во избежании испуга, стыда и страха. Впоследствии чем быстрее развивались древние цивилизации, тем больший интерес проявлялся к самой теме смерти, к более гуманному процессу погребения. Позже в древних писаниях стали появляться первые письменные упоминания об уходе из жизни.
Древний Египет
Только древнеегипетская мифология богата бесчисленным количеством древних писаний, ритуалов и обрядов известных по сей день. Древний Египет – это цивилизация основанная на «пакибытие», что означает новый этап, перерождение. Тема смерти в мифологии становится частью культуры. Почти у каждого человека при упоминании о древнем Египте возникает ассоциация с пирамидами – то есть гробницами фараонов, и с мумиями – забальзамированными телами. Повышенное внимание к теме ухода из жизни было основано на желании продлить жизнь на земле. Во избежании страха перед смертью, египтяне уделяли львиную долю своей жизни изучению культуры погребения, тем самым люди жили без страха и ожидания, что по их мнению как раз и могло продлить земное существование. Поскольку смерть уже не являлась чем-то действительно страшным и неизведанным, близкие усопших совершенно иначе подходили к обрядам захоронения. Гроб считался вторым домом, умершему открывали глаза и рот, чтобы он мог смотреть, говорить и дышать, а к гробнице даже приносили еду. Более того, обеспеченным египтянам в гробницах конструировали специальные комнаты для жертвоприношений и прорезали щель для того, чтобы усопший мог наблюдать за обрядом.
В Древнем Египте даже писалась «Книга смерти», которая собрала в себя большое количество текстов и гимнов. Более того, по некоторым преданиям, книгу даже клали в гробницы к умершим, чтобы в загробном мире их ничего не побеспокоило. После погребальных ритуалов осуществлялся «суд Осириса» на котором решалось, достойна ли душа блаженства полей Иалу – Рая или же должна спуститься в преисподнюю.
Происходило это с помощью весов, где на одну сторону клалось перо, а на другую – сердце умершего. Если перо и сердце балансировали, тогда душу ожидал рай. В другом случае, монстр Аммут съедал сердце усопшего и тогда душу не могло ждать счастливое пребывание в блаженстве полей.
Древняя Греция
В отличие от древнеегипетской мифологии, античная культура древней Греции воспринимала смерть как чистое зло и эта тема считалась табуированной. Бессмертие было даровано только богам и воспринималось как нечто недосягаемое. Несмотря на ореол страха и презрения к теме смерти, она, однако, обросла множеством мифов. Древние греки не делили загробную жизнь на рай и ад. Бог смерти выступал в лице Аида, который следил за порядком в загробном мире, за потерянными душами и более того, за живыми, чтобы те правильно соблюдали ритуалы погребения и с уважением относились к обычаям.
Для тех, кто соблюдал все правила и вёл благочестивый образ жизни, был уготован Элизиум или Елисейские поля, проекция современного Рая. Однако те, кто даже не грешили, но не соответствовали всем критериям уже не могли увидеть Эллизиум и прочувствовать душой свободу, дарованную после смерти. Для таких был заготовлен отдельный асфоделев луг, который представлял собой темное и сумрачное место. Если о таких душах вспоминали близкие или родственники, то их пребывание в таком тоскливом месте становилось лучше и радостнее.
Самым страшным местом считался Тартар. Туда отправлялись грешные души, которые не следовали обычаям и не почитали богов. Множество историй из современных религий и культур о страшных пытках Ада берут свое начало из древнегреческой мифологии. В Тартаре души подвергались невыносимым страданиям во имя искупления своих земных грехов.
Древнегреческие философы со временем пришли к осознанию, что зло не есть смерть, а есть страх перед ней. Однако и этот страх не имел смысла, так как страх не равно смерть. Также если ссылаться на Эпикура, смерть – это разложение не только тела, но и души человека, которое, соответственно, не несёт в себе угрозы и зла.
Подобные теории были описаны в научных трудах философов и мыслителей, поэтому переходя из рук в руки дошли и до нас.
Древняя Индия
Тема смерти в Индии считалась практически такой же популярной, как и в Древнем Египте. Если в Египте эта тема приобрела спрос и популярность, то в Индийском государстве, о ней скорее больше размышляли, писали и рефлексировали. Более того, древнеиндийские обряды захоронения были гораздо скромнее, чем пышные церемонии прощания в Египте.
Говоря о загробной жизни, в «Ведах» (сборнике священных писаний индуизма) говорилось, что чистая и безгрешная душа, почитавшая богов отправляется в верхние слои неба, что в понимании индусов – прототип Рая. Однако это не единственная теория в древнем индуизме. Например, в «Ригведе» рассказывается о смертном суде, где взвешиваются все грехи человека.
Сейчас же индийская культура связана с процессами реинкарнации и перерождения. Все своды и подробное описание таких религиозных верований можно встретить в «Упанишаде» и «Бхагавад-Гите».
#мифология #древняягреция #древнийегипет #древняяиндия #смерть #ритуал