Важное правило, которому нужно неотступно следовать, так это если уж хочешь жить духовной жизнью, следи за своими мыслями.
"Каждый вечер просматривай, что сделал хорошего и что плохого, за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся".
Нечасто можно прочитать такой совет. Когда замечаем мы вдруг поползновение к греху, невозможность ему противостоять, то положите, как говорил отец Алексей два поклона Владычице с такой молитвой: «Пресвятая Богородице, молитвами родителей моих спаси меня грешного».
Старец Алексей Мечетов объяснял это тем, что "Дух родителей твоих сольется в молитве с духом твоим".
"К молитве «Отче наш» расслабленно не относись - продолжал он. Она как сокращенное Евангелие, то и подходить к ней нужно с должным приготовлением.
Непосильных трудных подвигов не бери, а если уж взял - не отбрасывай. А то помыслы доведут до мысли о том, "зачем вообще берешься, раз доделать не можешь". И тогда возрастать в добре будет сложно. Стойкость в добром - вот что должна присутствовать, без этого невозможно возрастать духовно.
И если видишь, что плохое перед собой, взгляни на себя, да построже, не ты ли тому виной?
Помни, что надо считать себя хуже всех.
К себе будь построже, к другим - поснисходительнее. И хорошо бы изучить людей, тех, кто рядом, чтобы и относиться к ним так, как требует того их положение, характер, настроение; а не требовать от них чего-нибудь безрассудного, сверх того, что они могут, к чему приучены.
Что касается письменной исповеди, то мало перечислить просто грехи, нужно, что они вам опротивели, чтобы все это, как бы, перегорело внутри. — А если забудешь? — спрашивали его духовные чада. Старец отвечал: "Что больно, того не забудешь, где у меня болит, тут я и укажу".
Во вранье не участвуй. Если это так нужно кому-то, чтобы спасти его, говори, что не врал и врать не будут, помогу в том случае, если возьмешь это на себя.
И во взятках, как говорил валаамский старец Михаил - не участвовать. Почему? Чтобы не помогать другому участвовать в грехе.
На других не гневайся, если попадут в постный день скоромное. Лучше не обидеть, а дома с себя взыскать отказом от не постных блюд, а лучше усилить духовный пост, не раздражаться, не осуждать.
Не знаете как поступить, а вы вспомните, как бы поступил на вашем месте Христос, тогда уйдет все постепенно нехорошее, греховное. Пусть это будет для тебя руководством во всем.
Ничего не благословляю говорить о других такого, что может о других распустить нехорошую молву; а назидательное, полезное — долг наш говорить.
К окружающим нас мы должны относиться со всяким вниманием, терпением, теплом, а не небрежно. Тогда и Господь позаботится о нас. И нам окажет внимание.
Поставь строгий порядок у себя во всем: чтобы на всё было определённое время.
И каждый вечер непременно проверяй себя. Ну, уж если провалишься, что-нибудь случится, ну положи три поклончика, — Божией Матери, проси у Нее прощения.
Как проснешься сразу же вставай, не медли, не накрывайся одеялом.
Унылого приободри, а с говорящим много - думай, что отвечаешь. Попусту не разговаривай.
Спасая себя и о других думай. И их спасай. В осуждение не вводи никого своим языком. Следи за ним, чтобы не только действиями, но и словами не соблазнять другого. Вообще заботиться о пользе других и делать все на пользу другим.
Человек, истинно любящий, забывает себя совершенно, напрочь. Забывает, что он существует, он думает только о том, как бы другого-то спасти, помочь, утешить...
Знаешь свой долг, работу, и нужно его спокойно и твердо исполнять. Иисусову молитву читать нужно всегда. Прямо взять за правило. Думать о Боге так же, как думаем о любимом человеке".
О молитве Иисусовой отец Алексий говорил: «Число раз – не важно. Главное – как можно чаще".
"Нападут мысли, гони их: «А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», — вот и все.
Лишнее не ешь, чтобы не возбуждалась похоть, лишняя чашка воды и то возбудить может.
А когда плохо, к другим не бегай, не плачься. У тебя есть одна помойка — о. Алексей, — ты в нее и вали все, а другим не надо".
Учил молиться с верою, как друзья расслабленного хотели его исцелить. Со смирением (как мытарь) и с постоянством и терпением, как бедная вдовица.
И побольше дела, особенно ради Господа. …
"К окружающим нас мы должны относиться со всяким вниманием, - любил повторять старец, - а не небрежно, тогда и Господь, видя наше внимание, и нам окажет внимание".
И тут уж, когда подойдешь к исповеди, то каешься Господу, распятому на Кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: «Мама, прости, я больше не буду». И тут есть кто, нет ли, будет все равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит, Ему нужно только наше сознание себя виновными; как в Евангелии Он спросил отца бесноватого отрока, с которых пор это с ним сделалось, Ему это было не нужно, Он все знал, а Он это сделал для того, чтобы отец сознал свою виновность в болезни сына.