Когда-то улица Рентгена, названная так в память лауреата Нобелевской премии, носила название Лицейской. Именно здесь, под номером 4, находится дом Германа Фридриха Эйлерса — известного в своё время на весь Петербург торговца цветами.
Эйлерс приехал в Петербург в 1860 году по приглашению князя Юсупова — работать дворцовым садовником в усадьбе на набережной Мойки, 94. Сегодня сад этой усадьбы находится в плачевном состоянии. Но и в те годы, когда Эйлерс трудился над клумбами, сад был не в лучшем виде — однако князь не обращал внимания на советы и предложения своего садовника.
Шли годы, Эйлерс обрастал связями и копил деньги. В конечном счёте он открыл своё дело — цветочный магазин. Цветы, выращенные с огромным профессионализмом и любовью, поражали своей красотой, а хитрость, которую применял Эйлерс, создала им репутацию «невянущих» — лепестки покрывались воском.
Сын Эйлерса Константин стал архитектором, а дочь, Маргарет Фредерике, вышла замуж за Фёдора Ивановича Лидваля — архитектора шведского происхождения. Именно сын и зять построили Эйлерсу тот доходный дом, что мы видим сегодня на улице Рентгена.
Лидваль был поклонником северного модерна, и в облике доходного дома отчётливо чувствуется его влияние. Пропорции фасада, массивная каменная арка у входа, вытянутый фронтон напоминают нам об архитектуре севера, Швеции и Финляндии, мотивы которых использовали авторы. На фасаде дома и сегодня виден вензель с инициалом владельца. Однако жил Эйлерс не здесь, а в другом здании неподалёку. Там же располагались его оранжереи.
Сотрудничество Константина Эйлерса и Фёдора Лидваля могло стать плодотворным — вместе они успели поработать над зданием гостиницы «Астория». Однако вскоре грянула революция, и разорённый Лидваль уехал в Стокгольм, а дети Эйлерса также покинули Россию.
Как изменился бы облик города, твори эти зодчие и дальше?
#санкт-петебург #архитектура #архитектурапетербурга #эйлерс #домэйлерса