Девушка-невеста из Вечного Города, так и не успевшая произнести заветные слова...
"Где череп был зацвел коралл,
В глазницах жемчуг замерцал.
Ты слышишь колокол наяд?
По тебе они звонят…”.
Это парафраз песни Ариэль из пьесы Шекспира «Буря», а ниже вы видите картину английского художника XIX века Эверетта Милле «Офелия». Но сегодня у нас с вами речь пойдет о юной девушке, умершей не двести лет назад, и даже не во времена Шекспира – более четырех веков назад, а о «невесте из древнего Рима» – эпохи, отстоящей от нас почти на два тысячелетия.
11 Января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них читалось женское имя, на другом — мужское: Креперия Трифаена и Креперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потомубыло приянто решение вскрыть их прямо тут на месте.
Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки – сверху наблюдать даже удобнее чем снизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем, и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком….
– Наяда, настоящая наяда… это чудо… – пробежал шепот по рядам зрителей.
Увы, но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности. Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами – белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.
Венок из саркофага.
Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего 17-18 лет (точнее от 15 до 20 лет).
Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.
Скорей всего, Креперия родилась в далеко не бедной семье древнего Рима, хотя ее имя и греческого происхождения. Да, она явно не аристократка, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий. Нет, конечно, семья Креперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности – торговцы, средней руки, лавочники.
Золотое ожерелье Креперии с сапфирами.
Золотые сережки.
Брошь.
Кольца-перстни.
А вот на это кольцо стоит обратить внимание особо!
На нем имя – Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем? Это обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку.
– Но почему именно жениха, - спросите вы меня, – почему не мужа? С чего вы взяли, что Креперия не успела выйти за него замуж?
Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы.
Такая кукла, которую дарили девочке родители – символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством. Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы – в могилах девочек.
Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была когда-то роскошно одета, увы, время безжалостно уничтожило все одежды. Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы!
На этом кольце находится маленький золотой ключ от шкатулки.
Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Инкрсустирована так же слоновой костью. Вот она сама - на фотографиях ниже.
Вид с другой стороны.
Что же в ней находилось? Смотрите сами:
Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла, две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы.
Золотые кольца для куклы.
Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей «невесты», и радиоуглеродный анализ здесь совсем не причем.
Смотрите внимательно - в профиль:
...И в три четверти:
На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: копна волос на голове —9 0-ые; длинные патлы молодежи — 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин – ревущие 20-ые годы ХХ века. Точно так же и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино. Угадайте кто?
Ни за что не угадаете! Скульптурные портреты августейших особ.Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.
А вот вам и прототип прически нашей куклы.
Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия.
Годы правления Марка Аврелия – 161-180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Филетус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.
Он так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там не звучало привычных нам: «... и в горе, и в радости, отныне и навеки, пока смерть не разлучит нас». Невеста говорила своему жениху: «Куда ты Гай, туда и я – Гайя». И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: «Где ты, там отныне и я – твоя жена».
И с этого момента начиналась для нее новая уже взрослая жизнь...
С историей невесты из Вечного Города вас познакомил сегодня Лысый Камрад (LKamrad).
Предыдущий пост из этой серии, где мы опровели мини-расследование по замечательной древнеримской стеклянной чашке из Германии, пытаясь узнать больше об ее хозяине.
==================================================================================.
Остальные мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле.
Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.
==================================================================================.
Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.
==================================================================================.
Еще одна замечательная древнеримская кукла из слоновой кости, на руках и ногах ее золотые браслеты, на шее - золотое ожерелье.