Алгоритм, по которому обычно совершается покупка/продажа недвижимости, давно отработан и многим известен. Но наряду со стандартной схемой набирает популярность подобная сделка в электронном формате. Она имеет ряд особенностей, о которых будет полезно знать тем, кто принимает решение ее провести.
Основные особенности
Электронная сделка по продаже/приобретению недвижимого объекта представляет разновидность аналогичной сделки, оформленной в письменном виде. Ей присущи две основные особенности:
• Процедура осуществляется посредством электронных средств, с помощью которых на материальном носителе воспроизводится неизменное содержание сделки.
• В качестве альтернативы обычным подписям используются иные способы, с помощью которых идентифицируется покупатель и продавец недвижимости.
В качестве удобного способа идентификации участников сделки и подтверждения их желания ее совершить используется подпись электронного типа (ЭП). Она делится на две разновидности:
• Простую. Характеризуется низким уровнем защиты.
• Усиленную. Бывает неквалифицированной и квалифицированной. Вторая по значению приравнивается к «живой» подписи, констатирует, что подписанный ею электронный документ является подлинным.
Именно классифицированная усиленная подпись применяется как основной инструмент при оформлении сделок о покупке/продаже недвижимости в электронной форме. Для ее получения нужно выполнить следующие действия:
• Посетить удостоверяющий центр, имеющий специальную аккредитацию Минкомсвязи.
• Предоставить перечень документов. Состоит из паспорта, индивидуального номера налогоплательщика, СНИЛС.
• Оплатить пошлину.
После проверки личности гражданина и его документов ему будет предоставлена ЭП, записанная на флеш-карту. Она включает в себя сертификат и специальные ключи.
Чтобы использование электронной подписи стало возможным, ее владельцу придется применить специальную компьютерную программу.
Этапы проведения
Для осуществления электронной сделки по продаже/приобретению недвижимости продавцу и покупателю потребуется сначала подписать доплоглашение, разъясняющее два основных момента.
Первый касается того, какой вид электронной подписи будет использован. Предпочтение отдается квалифицированному усиленному варианту ЭП.
Второй момент допсоглашения определяет, каким способом будет осуществлен обмен документами.
Первый способ подразумевает использование сервисов межкорпоративного обмена, предназначенных для следующих целей:
• Подписания документов с помощью ЭП.
• Отправки документации.
• Проверки подписи.
Найти такой сервис в интернете не составит труда. Главное – обращать внимание на наличие необходимых лицензий и варианты тарификации за передачу электронной документации.
Второй способ обмена документов допускает использование услуг контрагентов. С ними придется заключить договор на обмен данных через электронную почту. Также потребуется установить соответствующее ПО, которое способно принимать электронные подписи и выполнять их проверку.
Следующий обязательный этап электронной сделки – выбор способа расчета. Это может быть:
• Аккредитив, блокирующий доступ к средствам до момента передачи недвижимости покупателю.
• Ячейка в банке.
• Номинальный счет.
Когда все подготовительные стадии будут завершены, останется лишь оформить основной договор, подтверждающий факт покупки/продажи конкретной недвижимости. Его электронная форма содержит те же сведения, что и обычная, удостоверяется участниками сделки посредством электронных подписей.
Способы регистрации
После того, как электронная сделка будет проведена, наступит этап регистрации. Есть три варианта ее проведения.
Первый – обращение в банк либо агентство недвижимости, заключившее с Росреестром соглашение о возможности регистрировать сделки в электронной форме. Банк берет на себя обязательства по оформлению ЭП и направляет документацию в Росреестр. Подобный способ является наиболее удобным, когда недвижимость приобретается в ипотеку.
Второй вариант предполагает, что регистрацией электронной сделки с недвижимостью займется нотариус. Она хороша тем, что покупателю и продавцу не придется тратиться на оплату квалифицированных усиленных ЭП. Достаточно использовать простые электронные подписи, которые удостоверит нотариус.
Особенность такого варианта регистрации заключается в его коротком сроке. На осуществление процедуры законом отводится один рабочий день.
При желании новый владелец недвижимости может самостоятельно заняться регистрационной процедурой. Для этого ему придется проделать следующие действия:
• Подать заявку на официальном сайте Росреестра, заверив ее ЭП.
• Внести госпошлину.
• Загрузить необходимую документацию в определенном формате. Допускается PDF либо XML.
После этого владельцу недвижимости останется дождаться, пока завершится проверка заявки и документов. Если ошибок и недочетов не обнаружится, регистрация пройдет успешно. В ЕГРН внесут соответствующие корректировки, подтверждающие изменение прав собственности на конкретный недвижимый объект.
Электронная сделка купли/продажи недвижимости
11 октября 202211 окт 2022
1437
4 мин
9