Найти тему
РЕН ТВ телеканал-блокбастер

Алмазный карьер на Севере: как отыскать архангельскую сокровищницу

Оглавление

Канадский алмазный карьер Дьявик в шутку называют удивительнейшей рукотворной дыркой на планете. Он находится посреди озера и является одним из самых молодых в мире рудников. Месторождение алмазов там обнаружили всего 30 лет назад и тут же начали планировать строительство промышленной инфраструктуры. Сегодня Дьявик официально признали одной из самых затратных алмазных разработок в мире, но далеко не самой эффективной.

Алмазный карьер – удивительное место. И чтобы побывать там, необязательно лететь в Канаду – бесспорным лидером по добыче ценного минерала является Россия. Причем полюбоваться алмазами можно не только в Якутии. "Прогулки по неизвестной России" представляют необычный маршрут для ценителей путешествий и уникальных мест.

Первые в мире алмазы

О том, кто и когда первым добыл алмаз, ученые спорят до сих пор. В Индии об этих минералах знали еще в третьем тысячелетии до нашей эры, но использовать его в ювелирном деле стали относительно недавно – всего 500 лет назад. Именно тогда мастера придумали бриллиантовую огранку. В России же бриллианты стали символом богатства и роскоши при Екатерине II.

Кстати, из-за того, что люди считали алмаз самым твердым минералом и верили, что его нельзя разбить молотком, в XIII веке по приказу французского короля Людовика IX уничтожили целую коллекцию бриллиантов. Монарх потребовал проверить подлинность камней с помощью молота. В результате горе-эксперты раздробили в порошок все бесценные минералы.

99% всех алмазов России добывают в Республике Саха, поэтому неудивительно, что об алмазном карьере в Европейской части страны почти никто не слышал. А между тем это единственная рабочая трубка на всей территории Европы.

Мало кто знает, но одни из самых дорогих в мире алмазов добывают в Архангельске. На рынке их даже ценят больше, чем якутские – они прозрачные, ровные и часто бывают необычных цветов.

Символ Архангельска

Одним из главных символов Архангельска является стела на мысе Пур-Наволок – именно с этого места начался город. Свое имя мыс унаследовал от финно-угорского племени чудь – первых поселенцев этих местах. В 1584 году по приказу царя Ивана IV Грозного здесь заложили крепость. Но до наших дней цитадель не сохранилась – осталась лишь небольшая ее часть.

А в здании бывшего Гостиного двора, где в XIX веке жили, торговали и хранили свой товар купцы из России и Германии, теперь располагается Архангельский краеведческий музей. Там можно узнать, как жили поморы, и посмотреть на купеческие палаты XVII века.

Архангельские пряники-козули

В музее "Архангельский пряник" можно попробовать традиционные пряники – козули. Говорят, у них уникальный вкус, который невозможно перепутать ни с одним пряником. 
В пандемийный год во дворе музея Архангельского пряника-козули благодаря гранту от Ростуризма появилась фотозона. Музей победил в тендере, и теперь гости обязательно делают себе памятные снимки в пряничном домике.

Козули традиционно выпекали на Святки и Рождество. Это было обрядовое печенье: в старину архангельцы считали, что чем больше на празднике в доме козуль, тем больше будет счастья и достатка. Пряники дарили тем, кому желали удачи и добра.

Поморские кочи

Традиционные суда, на которых поморы ходили по покрытым льдами арктическим и северным морям, называли поморским кочем. На самом деле слово "коч" пришло на Север из Новгородских земель. Означало оно "коца" или "коча" – одежда, шуба. Корабли поморов назвали так не случайно: у них была двойная обшивка, то есть специальная одежка, которая уберегала судно ото льда.

Кочи представляли собой прочные шитые суда. Их округлая форма позволяла даже во время навигации, когда льды залетали в Печорское и Баренцево море, не затирать судно льдами. При подходе к льдине команда с помощью воротка и тяжелых якорей до 12 пудов вытаскивала судно на лед. На киле, как на широкой лыже, протаскивала до следующей полыньи и двигалась намеченным маршрутом. Именно эта конструкция судна, эмпирическим путем выведенная за много веков хождения в Арктике, позволяла ходить сквозь Железные, а ныне Карские, ворота и осваивать восточное побережье.

Архангельские судостроители решили отстроить новое судно по старинным технологиям и описаниям, которые сохранились в госархивах. Проект получил название "Поморский коч". По словам его руководителя Глеба Плетнева, на данный момент судно готово на четверть. Строительство коча планируют завершить года через два, и после этого корабль обязательно спустят на воду.

Пароход-рекордсмен "Н. В. Гоголь"

Будучи в Архангельске, непременно стоит отправиться в путешествие по реке Двине на легендарном пароходе "Н. В. Гоголь". Судно спустили на воду еще в 1911 году, и тогда оно курсировало по речному маршруту Вологда – Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратно – четыре с половиной дня. Пассажиры были в восторге от "Гоголя", особенно хвалили местную библиотеку и буфет. Говорят, в нем было очень большое меню – на любой вкус и кошелек.

Пароходу-рекордсмену России уже более 111 лет, а он все еще на ходу. Конечно, за эти годы "Гоголя" чинили и делали несколько капитальных ремонтов. По сути, от старого корабля здесь остались только паровой механизм и главный двигатель – это колеса, находящиеся справа и слева. Кстати, похожий старинный пароход есть и в США. Только в отличие от нашего он по рекам уже давно не ходит – просто стоит у причала, как музей.

Кимберлитовая трубка Гриба

В центральном офисе добывающей компании есть стенд с копиями самых крупных алмазов, которые добыли на архангельском карьере: Юрий Росихин – 104 карата, Георгий Седов – 199 карат, а самый большой – Владимир Гриб – 222 карата. Стоит отметить, что Гриб – это геолог, который открыл кимберлитовую трубку. В честь него назвали не только самый большой алмаз, который здесь нашли, но и сам карьер.

Кимберлитовая трубка Гриба – относительно молодое месторождение. Его открыли в 1996 году, а добывать минералы начали только через 18 лет. С того времени тут нашли 30 уникальных алмазов, каждый из которых – не менее 50 карат.

Глубина карьера целых 280 метров, а в диаметре он больше полутора километров. Здесь круглосуточно работают люди. Летом 2022 года местный энергокомплекс выработал миллиардный киловатт-час электроэнергии. Такого количества электричества хватило бы на год работы большого адронного коллайдера или 128 лет подсветки знаменитой Эйфелевой башни.

Каждый день на карьере работают около 60 огромных горнотранспортных машин: экскаваторы, бульдозеры и карьерный комбайн. За один день местные самосвалы проезжают расстояние, как от Мадрида до Сеула, а за месяц получается больше семи оборотов вокруг планеты.