На самом деле практика попечителей называть богоугодные заведения собственным именем была делом не таким уж и редким. Хотя, чаще всего, она была связана с благотворительной деятельностью членов императорской фамилий. Такой подход был вполне оправдан и «высочайшее покровительство» обеспечивало сим учреждениям заметный приток спонсорских денег. Имена частных лиц встречались гораздо реже и использовались скорее в просторечии, чем в официальном названии, а воспринималось это зачастую как дань собственному тщеславию. Но тем не менее… Эта небольшая богадельня на Васильевском острове была названа именем человека, который финансировал ее создание и строительство еще при его жизни и вполне официально…
Здание в стилистике сдержанного неоклассицизма с отдельными элементами не менее сдержанного модерна было построено в 1911-м. Автором проекта был, работавший тогда архитектором еврейского Преображенского кладбища, Яков Германович Гевирц. При этом, довольно часто можно встретить утверждение согласно которому Яков Германович делал проект отнюдь не для богадельни, а для «фондовой конторы». И конечно есть большой соблазн предположить, что просторный холл парадной, широкий «лестничный квадрат» со стильными ограждениями и внушительный световой фонарь имели вполне солидное, респектабельное и именно «конторское» предназначение.
Но заказчик и владелец участка в итоге принял иное решение. Новый дом, вместе со всем этим великолепием был передан под устройство еврейской богадельни рассчитанной на размещение 200 одиноких стариков.
Заказчиком в данном случае был человек весьма и весьма состоятельный – столичный купец первой гильдии, коммерции советник, действительный статский советник и кавалер ордена Святого Владимира 4-й степени Моисей Акимович Гинсбург – личность примечательная во всех отношениях. Его ранняя биография, похоже известная только по рассказам самого Моисея Акимовича, настоящий захватывающий приключенческий роман о том, как бедный еврейский мальчик из Волынкой губернии своим упорным трудом, смекалкой и безудержным стремлением к богатому будущему, добился покорения самых высоких вершин. Тут как в калейдоскопе мелькают Одесса, Гамбург, Нью-Йорк, Сан-Франциско и, наконец, далекая японская Иокогама. И именно в Японии Гинсбург наконец поймал совою «синюю птицу». Скопив небольшие деньги он смог наконец открыть собственное дело и в 1877-м заключил свой первый контракт на снабжение судов русского флота. Начиная с этого первого опыта дела Моисея Акимовича стремительно пошли в гору. К моменту начала русско-японской войны Гинсбург уже был очень известным подрядчиком императорского флота, числился в петербургском купечестве и стал главным снабженцем для крепости Порт-Артур, а позднее и для 2-й Тихоокеанской эскадры. Это было его звездным часом. В конечном итоге крепость пала, эскадра погибла в Цусимском сражении, война была проиграна, но, несмотря на общие печальные результаты, Моисей Акимович именно тогда получил все свои чины и регалии. Многие считали, что вполне заслуженно.
После той войны Гинсбург окончательно поселился в Петербурге, купил особняк на 11-й линии Васильевского острова, перевел в столицу все дела конторы «М.Гинсбург и Ко» и посвятил львиную долю своего времени насущным проблемам еврейской общины. Его роль мецената была весьма масштабной. Он стал членом хозяйственного правления Хоральной синагоги, председателем Еврейского общества поощрения высших знаний, одним из самых крупных спонсоров реализации проекта расширения еврейского Преображенского кладбища. Тут стоит сказать, что благодаря этому, приглашение в качестве архитектора для строительства здания на Васильевском острове именно Гевирца выглядит вполне естественным шагом. К слову, Гинсбург в начале хотел открыть в этом месте больницу, но правление общины просило об открытии богадельни. И именно богадельня получила вполне официальную именную приставку к названию – имени М.Гинсбурга.
Стоит отметить, что дом на Васильевском, вполне возможно в силу частичного сохранения первоначальной планировки, располагал площадями пригодными не только для размещения стариков, но и для размещения офисов различных общественных организаций. В свое время тут «квартировали» Курсы востоковедения, Еврейское историко-этнографическое общество и его музей, Еврейское общество поощрения художеств… В результате это компактное и не броское здание в начале прошлого века стало настоящим центром еврейской культуры в столице, пусть и «совмещенным» с богадельней.
С годами благотворительная деятельность в интересах общины практически вытеснила крупные бизнес-проекты из сферы интересов Моисея Акимовича. Он попробовал вернуться к «основному профилю» в годы Первой мировой, но не слишком удачно. Силы и влияние были уже не те. Хотя, если говорить о его бизнесе в целом, и о рынке недвижимости в частности... К 1917-му Гинсбург был весьма крупным столичным домовладельцем (ему принадлежало шесть зданий) и кандидатом в члены правления акционерного общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения. После революции с новой властью он общий язык найти не смог и покинул страну в 1918-м. Скончался этот очень интересный человек в 1936-м в Париже дожив до 85 лет.
Удивительно, но сам дом выполнял свое предназначение еще довольно долго и после революции. «Убежище комитета по оказанию помощи бедным евреям» и музей Еврейского историко-этнографического общества оставались тут вплоть до начала 30-х. И только в 40-м задние отдали под общежитие партийных курсов у него началась уже совсем другая история.