Найти тему

Выбор фотокамеры: нужна одна, как не промахнуться! (1)

Все профессиональные фотографы когда-то были фотолюбителями, и в большинстве случаев первая камера досталась по наследству от родителей или старших братьев-сестёр. Те, кто покупает свой первый фотоаппарат сам, сталкивается с проблемой выбора: из сотен наименований и форматов нужен только один и самый-самый. Как его найти в этом хаосе?

Попробуем определить алгоритм выбора, чтобы не было мучительно жалко потерянных денег и времени.

Если вам понадобился фотоаппарат, это значит, что телефон перестал вас удовлетворять. Хотя я знаю профессиональных фотографов, которые положили на полку свой дорогущие камеры и стали снимать только на телефон. Отметьте это как факт!

Перед профессионалами, как правило, не стоит вопрос стоимости, потому что рабочая аппаратура должна оправдать себя за пару заказов. В моём случае это были одна-две съёмки, поэтому разбитая или украденная камера не вызывала особого напряжения семейного бюджета - а такие случаи были и не один раз.

Начинающему фотографу не нужны топовые камеры просто потому, что он их не «отработает». Итак ориентируемся на бюджетный сегмент, но исходим из того, что практически любой работающий человек может позволить себе дорогостоящую игрушку для своего хобби. И мы не будем рассматривать цифровые мыльницы без видоискателя, т.к. у нас уже есть смартфон.

Несколько вводных:

1. Любые бренды, которые у нас на слуху (Canon, Nikon, Leica, Panasonic, Sony, Fuji, Pentax и т.д.) можно покупать смело - качество оптики и механизмов будет очень хорошим, a технические характеристики примерно одинаковы у одноклассников. Некоторые камеры выпускаются под разными брендами будучи конструктивно абсолютно одинаковыми, например, Leica и Panasonic Lumix. Но цена будет различаться существенно: Leica возьмёт своё за «престиж». Кому-то этот престиж необходим, но точно не мне.

2. Как говорил мой приятель и профессиональный фотограф Paul Miller: «Как хорошо, что на свете есть фотографы, которые охотятся за новейшей аппаратурой!» При этом «старая» аппаратура продаётся с большими скидками, а мы как люди экономные этим пользуемся.

Это Paul, фотографию я взял у него на сайте. Сразу видно, что этот босяк умеет экономить на аппаратуре.
Это Paul, фотографию я взял у него на сайте. Сразу видно, что этот босяк умеет экономить на аппаратуре.

Когда-то давно (в начале 90-х) я, меняя систему Nikon на Canon, сдуру купил себе новый комплект из двух коробок и трёх зумов. Но с тех пор больше такую глупость не совершал: только б/у в хорошем состоянии. Если я вам покажу один и тот же натюрморт, сделанный тремя разными цифровыми камерами 2002, 2012 и 2019 годов выпуска, то вы не сможете сказать какой кадр какой камерой сделан - я уже проверял это на студентах-журналистах, которым читал курс «Основы профессиональной фотографии».

Поэтому любая камера от 10 лет и моложе нам подходит по своим техническим характеристикам, потому что эти характеристики принципиально не меняются и лишь шумы при больших значениях ISO (светочувствительности) стали меньше: 20 лет назад они раздражали на значениях 800 и выше, а сегодня можно о них не думать до значений 3200-6400. Про остальные параметры можно пока забыть - там больше маркетинга, чем прогресса.

3. Из предыдущего пункта следует, что творческая составляющая никак не зависит от навороченности аппаратуры. Главное в этом деле ваша голова, руки и навыки.

4. Теперь поговорим о типах камер: зеркальные или беззеркалки со сменной оптикой и компактные камеры со встроенным объективом.

Кажется выпуск зеркальных камер прекратят в ближайшее время все производители - Nikon и Canon уже заявили об этом, остальные скоро подтянутся. Но это совсем не причина отказаться от покупки зеркального фотоаппарата, во всяком случае, камеры, сделанные сегодня (вчера тоже), ещё лет 10-15 послужат с полной отдачей. Особенно, если их будут продавать на вторичном рынке как «неактуальные» с хорошей скидкой - см. пункт 2.

Две-три зеркальных камеры - ещё недавно обязательный комплект для профессионала (фотография находится в свободном доступе)
Две-три зеркальных камеры - ещё недавно обязательный комплект для профессионала (фотография находится в свободном доступе)

Основной недостаток зеркальных камер - они большие по размерам и немного тяжелее, чем беззеркалки. Но это сказывается, если вы несколько часов таскаете кофр с тремя камерами, четырьмя линзами и парой вспышек со штативом. Если у вас одна камера с универсальным зумом или штатным объективом, то проигрыш в весе не заметен.

Беззеркалки со сменной оптикой, судя по всему, будущее фотографии - и профессиональной и любительской (правда, мы помним, что смартфоны хотят эти рынки захватить не понарошку). Этот тип камер иногда внешне похож на зеркальные.

Поскольку у них нет зеркала, они легче и компактнее. Преимущество зеркала только в одном: оно даёт возможность наблюдать за объектом съёмки в реальном времени без задержек и дёрганья картинки в видоискателе. Но электронные видоискатели почти добились «зеркального» изображения, и плавность движущихся объектов уже не раздражает глаза. Почти...

Беззеркальная камера со сменной оптикой выглядит как зеркальный фотоаппарат (фотография находится в свободном доступе)
Беззеркальная камера со сменной оптикой выглядит как зеркальный фотоаппарат (фотография находится в свободном доступе)
А эта больше похожа на компактную со встроенным объективом, но нет - это беззеркалка, и объектив можно поменять (фотография находится в свободном доступе)
А эта больше похожа на компактную со встроенным объективом, но нет - это беззеркалка, и объектив можно поменять (фотография находится в свободном доступе)
Она же с установленным видоискателем (фотография находится в свободном доступе)
Она же с установленным видоискателем (фотография находится в свободном доступе)

Сменная оптика расширяет творческие возможности, но её не положишь в карман - нужно покупать кофр или рюкзак. Но и, конечно, сменная оптика дорогое удовольствие, особенно, когда ты не понимаешь свои фотографические перспективы.

Теперь о компактных камерах со встроенным объективом. Думаю, что это самая интересная техника для неопределившихся в своём фотографическом будущем.

Компактная беззеркалка со встроенным объективом и выдвижным электронным видоискателем (фотография находится в свободном доступе)
Компактная беззеркалка со встроенным объективом и выдвижным электронным видоискателем (фотография находится в свободном доступе)

Во-первых, это дешевле, чем фотоаппараты со сменной оптикой;

Во-вторых, по качеству и размеру картинки они не уступают «большим» камерам;

В-третьих, они компактны и невесомы - можно положить в карман (для кого-то этот пункт будет «во-первых»);

В-четвёртых, они своими зумами (если это камеры с зумом, конечно) перекрывают самый востребованный диапазон фокусных расстояний;

В-пятых, они незаметны.

Неплохой набор плюсов, не правда ли?

Продолжим в следующем топике.