Найти тему

Как составить претензию по спору о защите прав потребителей?

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, как гражданину составить претензию по спору о защите прав потребителей.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяющим механизм реализации этих прав, является Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Также, отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами, многочисленными постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В зависимости от спора, необходимо применять тот, или иной нормативный правовой акт, но всегда, применению подлежит Закон о защите прав потребителей.

Досудебный порядок урегулирована спора, вытекающего из защиты прав потребителей, применим только в том случае, если он установлен законом.

Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" разъясняется, что Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.

Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Закона о связи);

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта);

- требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО);

- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором.

Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного часть. 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.

Соответственно, если досудебный порядок законом не предусмотрен, соблюдать его не обязательно и можно сразу обращаться в суд.

Однако, многие потребительские споры разрешаются в досудебном порядке, после получение подрядчиком (поставщиком, исполнителем) письменной претензии.

Кроме этого, если гражданин не будет обращаться к подрядчику (поставщику, исполнителю) с досудебным требованием, суд не присудит потребителю штраф в размере 50 % от взысканной суммы при выигрыше дела.

Для составления претензии я бы рекомендовал руководствуюсь положениями статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ которыми определены требования к исковому заявлению, по аналогии.

В претензии следует указать:

- наименование организации, или индивидуального предпринимателя, которые являются получателями претензии;

- сведения о потребителе, его фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона;

- указание, в чем заключается нарушение прав потребителя;

- требование потребителя (например, возврат денежных средств, устранение недостатков товара и т.п.);

- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств, например, фотографий недостатка товара; копии актов приемки, копии чеков и т.п.;

- претензия должна быть подписана.

Претензия подается:

- лично. Для этого следует подготовить второй экземпляр претензии на котором лицо, принявшее претензию поставит отметку о принятии.

- по почте, или какой-либо службой доставки. В данном случае следует направлять претензию заказным письмом, для того, чтобы была возможность отследить получение письма. Это же доказательство доставки нужно будет предоставить суду в случае возбуждения гражданского дела.

- по электронной почте, или посредством сайта адресата претензии. Если будет возбуждено гражданское дело, суду необходимо будет подтвердить надлежащее доказательство направления претензии (скриншот), а также подтверждение того, что электронная почта принадлежит ответчику.

Требования потребителя должны быть удовлетворены в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей. Например, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В случае неудовлетворения требований потребителя в установленный срок, необходимо обращаться в районный суд, или к мировому судье, в зависимости от спора. При этом гражданин освобожден от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн. рублей, а также вправе подать иск по месту жительства или пребывания истца.

Если досудебный порядок урегулирования спора был соблюден, а требования потребителя добровольно удовлетворены не были с ответчика будет взыскан также штраф, в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также моральный вред.

В зависимости от спора, дополнительно к указанным выше санкциям может быть взысканы пени и неустойки.

В названном порядке составляются претензии по спорам о защите прав потребителей.

Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.

Также рекомендую статьи:

Право потребителя на возврат денежных средств за бракованную куртку.

Как пользоваться Законом РФ "О защите прав потребителей"?

Что делать, если вам ошибочно перевели деньги?

Что нужно знать про страховку кредита?

Действия потребителя в случае низкого давления в системе холодного, или горячего водоснабжения.

Действия потребителя при выходе их строя прибора учета потребления коммунального ресурса.

Образец претензии по спору о защите прав потребителей.

Как вернуть деньги за отмененный концерт или другое зрелищное мероприятие?

Как вернуть деньги за концерт, который был отменен по причине введения режима повышенной готовности и прочих режимов?

Может ли потребитель вернуть деньги за нарушение сроков ремонта технологически сложного товара?

Какие правоотношения не регулируются Законом о защите прав потребителей?

Можно ли обменять или вернуть технологически сложный товар без недостатков?

Какие документы подтверждают качество товара?

Гарантия качества товара

Кому можно предъявить требование о возврате стоимости билетов, в случае отмены концерта?

Как исключить себя из ответчиков?

Образец иска по делу о защите прав потребителей.

Из чего состоит плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме?

Что нового в постановлении Пленума ВС РФ от 15.11.2022 о взыскании морального вреда по делам о защите прав потребителей?

Подлежит ли взысканию с ответчика сумма штрафа, в делах о защите прав потребителей, если исковые требования им удовлетворены?

Как считается неустойка за неудовлетворение продавцом требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы?

Когда договор купли-продажи (подряда, оказания услуг) считается расторгнутым, после отказа от него потребителя?

Образец иска о взыскании с продавца стоимости товара, неустоек, морального вреда и штрафа по спору о защите прав потребителей.

Что делать при покупке мебели с недостатками?

Какие условия договора являются недопустимыми в правоотношениях с потребителем?

Видеозапись, как доказательство по гражданскому делу.

Как считается неустойка по договорам подключения в рамках догазификации и по смешанным договорам.

Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.