1862 год. В Лондоне, несмотря на экономический кризис и депрессию, проходит вторая Всемирная выставка, о которой один из современников пишет: «Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис».
Но происходят и другие события: по линии Восточного побережья впервые отправляется в путь «Специальный шотландский экспресс», открыт новый Вестминстерский мост, Чарльз Доджсон (Льюис Кэрролл) приглашает Алису Лидделл и ее сестер в путешествие на веслах, во время которого рассказывает историю, которая позже становится приключениями Алисы в Стране чудес и Зазеркалье.
Высший средний класс путешествует по Европе – с 1830-х годов железнодорожное сообщение сделало возможным то, что раньше было привилегией аристократии.
А художник Огастес Леопольд Эгг завершает работу над загадочной картиной «Попутчицы» (дословно – «Путешествующие компаньонки»).
В чем же загадка этой картины? Почему ее скрытый смысл многие годы пытаются расшифровать искусствоведы и обычные зрители?
На первый взгляд сюжет незатейлив. Две девушки в мерцающих жемчужно-серых дорожных платьях сидят в вагоне движущегося поезда. Движение искусно передано покачиванием кисточки оконной шторы. За окном разворачивается яркий южный пейзаж, заполняя центр изображения.
Девушки на картине почти идеально симметричны, на первый взгляд они выглядят как зеркальные отражения друг друга. Одинаковые платья, шляпы, лежащие на коленях, лица сестер – близнецов. Однако если присмотреться внимательнее, становятся очевидными тонкие различия. Рядом с одной из них художник изобразил корзину с апельсинами, в то время как возле другой лежит букет цветов. Одна читает, а другая дремлет. В читающей девушке все идеально – прическа, руки в перчатках, перо на шляпе. Она не забыла слегка задернуть штору, чтобы солнечный свет не мешал чтению. Попутчица же слегка растрепана, растрепано и перо ее шляпы, руки обнажены, штора не задернута.
Хотел ли художник, чтобы зрители приняли картину за чистую монету, признали, что это просто изображение двух путешественниц в железнодорожном вагоне?
Против этого свидетельствует личность самого автора. Эгг стремился сочетать живопись с моральной и социальной активностью, как и повлиявший на него английский художник-повествователь Уильям Хогарт («Прилежание и леность»). Он был дружен с Диккенсом, с Уильямом Холманом Хантом («Пробудившийся стыд»).
Интересно, что художник Джон Тенниел, первым проиллюстрировавший "Алису в Стране чудес" и "Алису в Зазеркалье", спустя несколько лет изобразил практически идентичный железнодорожный вагон. Эдакий случай живописного дежавю.
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее»!
Трудолюбие и праздные мечты, две стороны одного человека, или же призыв оторваться от сна и книги, взглянуть на великолепие пейзажа за окном? Художник не ответил на этот вопрос. Задумаемся же мы.
Огастес Леопольд Эгг. "Попутчицы" (65,3 × 78,7 см. Масло, холст). Собрание Бирмингемского музея и картинной галереи.
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.