Найти в Дзене

Скрытое воздействие впечатлений на сознание.

Музей в Афинах. Фото автора
Музей в Афинах. Фото автора

Мы должны очень хорошо себе представлять, каким именно образом воздействует всё воспринимаемое нами на нашу душу, как оно изменяет нашу психику. Только тогда мы научимся правильно понимать значение всех впечатлений, в том числе впечатлений от искусства. НЕ будем недооценивать все влияния, в том числе те, воздействия которых мы не замечаем или не осознаём.

Конечно, очевидная часть воздействия – это «прямые» запечатления на нашей душе: мы увидели гадость – и внутренне поморщились от отвращения (впрочем, бывают и любители), мы увидели благородный поступок – и восхитились красотой чьей-то души (кроме тех, кто ухмыльнётся чьему-то энтузиазму и подвигу).

Возникшее «звучание» в душе некоторое время длится, увеличивая наш опыт и, например, пополняя арсенал средств, которые сознание предложит нам как варианты нашего поведения в аналогичных ситуациях. Прямая зависимость здесь очевидна. Если в поле нашего внимания, внимания осознающего, будут всё время явления красоты и света – это очистит наше сознание от грязных энергий и облегчит нам проявление собственных красивых и возвышенных мыслей и чувств (насколько мы вообще способны к самостоятельному проявлению таковых). Если мы постоянно созерцаем подлость и предательство, а высокого не видим – результат будет плачевным.

Но на самом деле работа сознания гораздо сложнее, чем простые и прямые воздействия, о которых здесь шла речь. Организм человека, получая пищу, начинает с ней работать: расщепляет и разлагает, переваривает, извлекая необходимое и отторгая и выделяя ненужное, излишнее и вредное. Сходным образом работает наше сознание; и как мы совершенно не осознаём процесс переваривания, так и процесс работы сознания с полученными впечатлениями полностью скрыт от нашего осознающего внимания. Как и в случае с пищей и отходами, мы видим обычно только то, что на входе, и то, что на выходе (последствия, плоды).

С попавшими в нас впечатлениями* сознание начинает напряжённо работать, перерабатывать их, и чем ярче явление этого впечатления, тем сильнее и дольше будет жить и действовать в душе воспринятая энергия. Этот процесс мы действительно не фиксируем сознанием; такую способность своего сознания многие знают: например, начав размышлять над чем-то, решать какую-то задачу перед сном, засыпают, а затем просыпаются с готовым решением, или начав кого-то мысленно в чём-то убеждать, просыпаются уставшими, как будто всю ночь убеждали кого-то.

Кстати, речь идёт обо всех впечатлениях, не только от искусства, но и от того, что мы видим в окружающей нас жизни.

Но явления талантливого искусства могут запечатлеваться, действовать на сознание куда мощнее, чем те же ситуации в обычной жизни, ведь явление искусства – это специально созданное для вашего восприятия, сконцентрированное, подготовленное и развёрнутое перед воспринимающим сознанием явление, к тому же оно – плод действия творца, несущий на себе специфические ритмы, энергии, вибрации души своего творца, сильно окрашенное ими (что очень важно – как рассказ двух участников происшествия, поданный каждой из противостоящих сторон со своей точки зрения).

Что сознание делает с впечатлениями? – Это зависит напрямую от состояния души и уровня развития человека. Получив негативные впечатления, развитый и опытный человек отсеет их, отсечёт, воспримет правильно, т.е. не как образец для подражания, и т.д.

Получив возвышенные впечатления, развитый человек сможет взять из них самое лучшее, «обрадовать» свою душу, получить толчок к собственному творческому мышлению, вдохновиться высокими энергиями и образами. В угнетённом, раздражённом и т.п. состоянии такой человек может стать гораздо менее восприимчивым к лучшим творениям, а худшие хоть и не развратят душу человека с сердечным иммунитетом, но усилят мрачный фон восприятия жизни и отяготят сознание, съедят жизненную энергию.

Человек менее развитый, не победивший ещё свои животные страсти, или имеющий тёмные привычки, или тайные, даже не осознаваемые желания, которые он будучи «в сознании» никогда не осуществит, может поддаться безмолвным «уговорам» образов, отзвучать на преступные, низкие вибрации, чувства и мысли; получившиеся в душе энергии будут в ней жить и накапливаться, пока не настанет срок их «актуализации», проявления, подчас даже неожиданного для самого человека.

Осознаваемые тёмные впечатления скорее всего будут отвергнуты, потому что результат воспитания – ум – скажет: «так нельзя», «это неправильно», но впечатления проникающие без осознания будут «обрабатываться», усваиваться той частью души, которая в настоящий момент будет наиболее актуальной, мощной, преобладающей в проявлении, и искусственный, умственный, не исходящий из сердца «ограничитель» не включится, и не запретит.

Возвышенные вибрации высоких произведений искусства могут оказывать весьма слабое действие на сознание не очень развитых людей, а иногда и вовсе никакого. Ведь чтобы восприниматься, усваиваться, эти вибрации, энергии, мысли должны найти отклик в душе, что-то должно быть им созвучно, и не слегка, а ощутимо.

Если же человек не привык, не воспринимает прекрасное и высокое, мало шансов приобщиться к такому искусству и получить от него пользу. И если в душе накоплен весомый груз тёмных образов, впечатлений, на фоне такой огромной кучи гниющих остатков любой цветок покажется насмешкой. Ведь «реальная» (для такого человека) жизнь совсем другая, и в ней нет места высокому, о котором скажут как о сантиментах, как о чём-то искусственном, надуманном.

Восприятие детей, чаще всего не критичное, не имеющее опыта, ярче воспринимающее всё увиденное, так как в отличие от взрослых для детей – всё новое, – детское восприятие сильнее всего поражается - заражается грязными образами, низшими и грубыми ритмами и вибрациями, открывается доступ к детской душе всему тёмному и губительному. Поэтому дети беззащитнее всех перед воздействием тёмного искусства; корни многих преступлений кроются во впечатлениях детства – от просмотренных фильмов, прочтённых книг, услышанной мерзкой и грубой музыки. Поэтому детям следует предлагать всё самое возвышенное и талантливое в искусстве, не опасаясь того, что произведения могут быть не поняты.

Возвышенные впечатления всегда воспринимаются детьми, но дальнейшая степень и качество их восприятия зависит от целенаправленных усилий по воспитанию способности приобщаться к высшему.

Василевский А. В.