Найти тему
Добрый Аудиофил

20 Первоклашек - Рейтинг Аудиофильства катушечных магнитофонов Первого Класса из СССР

Всем Доброго Аудиофильского!

15 минут назад Добрый Аудиофил поставил в печать заднюю крышку сабвуфера. Через 11 часов, она должна быть готова. Дальше останется только спаять проводочки некоторые, собрать, да распечатать кубические насадки.

Правда с насадками небольшое затруднение. У меня пластик закончился. Нужно будет еще одну катушку заказать и дождаться когда приедет.

В общем сегодня обзор без мотиваций. Завтра будет суровая история про устройство мира.

А сегодня у нас на обзоре 20 катушечников, да еще и с определением их Аудифильности.

Первый класс, конечно не высший, где всего пара Аудифильских моделей, еще пара аппаратов Высокой Верности, да еще пяток стремящихся но подкосячивающих.

Здесь все значительно горячее. Здесь разнообразние подходов и причин выбора таких подходов - оно тут нереально бурное!

Сейчас попробуем их все переваривать.

Давайте прежде, чем приступить основы освежим.

Аудиофильство бывает 2х основных задач.

1. Перместить слушателя из Первого Ряда, который насводил звукорежисер, в ВИП-Места концертного зала.

2. Замаскировать, приятным звуком, технические искажения в работе электроники и механики.

Ну и в сумме, как квинтессенция воздействия, повысить уровень получаемого удовольствия от прослушивания музыки.

Так же нам нужно освежить нюанс с прижимом ленты к головкам.

Тут главное понять, что хороший он бывает редко. А в Первом Классе так и вовсе очень редко.

Я не буду сейчас более подробно этот момент описывать.

Я сегодня другой момент про прижим расскажу.

Была у меня история. Подарили мне 3 кассеты с Битлами. Дело еще в мои школьные было. Я тогда Аудиофилом еще не был.

А кассеты какие-то хитрые. В них лента типа Хром, но при этом какой-то странный Хром. И записаны в режиме Нормал.

При этом один альбом у меня уже был на другой кассете, и на звук в лучшем качестве.

Ну я решаю переписать эту кассету. Записать другую музыку. Переписываю. И о ужас. Она как начала сыпаться. Просто кошмар. Ее на нижнеголовочные магнитофоны вообще ставить нельзя было. Засыпала и головки и механизм.

Верхнеголовочные еще как-то ее переносили. Но она нормально звучала не долго. Циклов 30 продержалась и все. Дальше скрипит трещит, как изрядно запиленный Винил.

Но 2 других касеты - они нормальные. Они трудились и трудились. И все им ничего. Лет 5 я их слушал.

Но потом мне нужно было песенку с телека записать. Вот очень хотелось. А другой кассеты под рукой не было. А Битлы уже к тому времени на других носителях собрались.

В общем переписываю. И она снова как пошла сыпаться.

И вот вопрос. А чего это она?

Ответ-то простой. Головка магнитная. Стирающая аж на 100 кГц ультразвуковую тряску делает. Ведь кроме намагничивания мы еще ленту то туда то суда притягиваем-отталкиваем.

Вот плохой клей один раз такую встряску выдерживает. А во второй раз увы и ах. А там ведь еще и подмагничивание в головке записи дотряхивает.

Но я это все к чему? А как влияет остаточная намагниченность от ритма баса в головке, на пружинистость ленты по части звучания на ВЧ? Может она по азимиту от этого всего гулять? Вот если у нее прижим по натягу и не самый лучший?

Т.е. я к тому, что можем мы звукозависимое искажение получить от вибрации ленты на головках? Или там искажения только детонация провоцирует?

Но это ладно.

Давайте про магнитофоны.

1. Кристалл 101

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/kristall101st.html

Это первая первоклашка в СССР. Год 1973й.

В серию не пошла.

Но мы тут видим демпферы ленты, что за натяг ее отвечают. При том демпферы среднего качества.

А еще тут схема на германии.

А еще тут никто задачи Аудифильские не ставил. Т.е. хотели высокую верность сделать.

2. Ростов-101-стерео

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow101.html

Год 1975й.

Собственно все, что про Кристалл было, оно все сюда и перетекло.

Правда звук тут ни разу не кристальный.

Тут есть и подгуживание в басу, вызванное Германием на входе, не самым лучшим образом поставленным.

Тут есть подзажатость на ВЧ. Есть и еще пара артефактов в звучании.

В общем маскировку искажений, как на Высшем классе 1973го года отменили, а искажения оставили. Да еще и кинематику упростили, чем еще их добавили.

Звучит в целом не плохо. Но есть пара Второклашек из тех лет, что его затопчтут по звуку на как делать нечего.

Правда вот скорость деградации копии с катушки на катушку, тут значительно ниже, чем у тех второклашек.

Это тоже такой важный технический параметр.

3. Илеть 101

-3

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/ilet101s.html

Год 1977й.

В общем 2 года спустя. С виду тот же Ростов.

Да вот то ли Лихницкий рядом прогуливался. То ли еще чего.

В общем басы от Германия так же нагуживают.

Верх тоже не идеал.

А вот серединка прям льется. Кто-то надоумил, что если 3ю гармонику приподянть, да второй поддать, да сделать это все простым повышением тока, проходяего через каскад усиления.

Т.е. просто номиналы резисторов, что в обвязке транзистора понизить синхронно и на эмиттере и на коллекторе.

То звучок пободрее станет.

Ну вот тут так и сделали.

Серединка тут приобрела прозрачность и мягкость.

Что уже с Аудиофильских позиций поприятнее стало.

Правда скорость деградации копии стала несколько выше. Но зато звук приятнее.

4. Ростов 102

-4

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow102.html

Год 1978й.

Ростовчане посмотрели посмотрели. И решли, что ответочка нужна.

Закремнили некоторый Германий в конструкции. Но токи занижать не стали. Решили, что этот прием с высоким током им пригодится.

Ну и получите.

Воздушный бас, с прозначностью. Льющаяся серединка. Даже верх ожил.

5. Илеть-102-стерео

-5

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/ilet102.html

Год 1981й.

Пацаны из Илети решили, что просто так смотреть на это все не будут.

И переколпачили весь мафон под завязку.

Кардинально изменив и дизайн и некоторые элементы конструктива.

И схемотехнику.

На звук правда чуток непонятки вышли.

Вроде все ровно. Но вот звонкие металлические струны на акустической гитаре как-то прям с обрезкой по верхам звучат.

На самом деле главная проблема прижима ленты к головкам, это верхняя середина. Она там и стекленит и еще всякое издает.

И вот тут ее маскировка. Она простая. Просто завалили АЧХ в этом месте.

Зато на других инструментах все нормально.

Т.е. перед нами высокая верность маскирующего толка.

Если 2 аппарата выше мерились маскировкой выраженно Аудифильского толка. То здесь маскировка, но исключительно за счет фильтрации искажений. Т.е. фильтрующая маскировка.

6. Орбита 106

-6

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/orbita106.html

Год 1984й.

По правде сказать тут самая паршивая кинематика. Ну из тех, что на Первом Классе бывают.

И прижим ленты тут ни о чем.

Но вот как они на Орбите маскировать искажения умеют. У них чего ни возьми, а они явно в Хай-Энде там шарят. Орбита однако.

В общем тут и бас УХХ!!! И середина УХХХ!!! И верх особый УХХХЛ!!!

Я думаю схему содрать для своих систем если честно. Она тут со сквозным каналом, и через него так же штырит.

Только я 108ю сдирать буду. У них все 3 модели, 106, 107 и 108 они одинаково красят звук, только степень этого окраса постепенно повышали. И самый крутой результат на 108й.

В общем самое Аудифильское решение по части маскировки СИЛЬНЫХ искажений именно тут!!! При этом никто по части кинематики и не парился. Ее тут уже как следствие крутости максирующей части выбрали самую дешевую. Зачем ставить дороже, когда и эта шпарит?

7. Илеть 110

-7

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/ilet110.html

Год 1985й.

Но парни из Илеть они тоже из кое-чего серьезного свиты.

В общем они ответочку забацали.

Взяли кинематику получше.

Взяли басовитости в схему поддали.

Именно нажим на бас.

Но при этом ровная серединка. Ровный верх.

А проблемы верхней середины - их тут как раз напор в басу маскирует.

И тоже хорошо получилось!!! Тоже Аудифильство!

Хотя оно и попроще. Так сказать начальный уровень Аудифильства.

8. Иссык-Куль 101 -1

-8

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/issyk_kul101_1s.html

Год тот же 1985й.

Кинематика тут снова одна из самых так себе.

И даже некоторая грязоноватость в звуке на ВЧ никуда не делась. Прям лезет.

Но ВЧ тут гармониками сдобрили и они звучат весьма бодро и забористо.

Под стать им тут и бас. Да и серединка пружинит.

Звук получился заборитсый, хотя и со слышими искаженями.

Я бы даже сказал, что разработчики не поняли задачу Аудифильской Максировки искажений. И просто накатили Аудифильства, а вот в маскирующие частоты этим накатом ни разу не попали.

Вот промазали. Или задачу поняли именно как приятный окрас, ни разу не поняв, что нужно им еще и маскировать искажения.

В общем важная иллюстрация для инженеров, что Аудифилов гоняют по чем зря.

Аудифифльство как окрас это одно. А нужно еще умело в искажения попадать, чтобы их маскировать.

И тут вот не попали. Есть и окрас, и искажения прут. И вот вроде хочется насладиться, а вот что-то тут не тооооо...

9. Ростов 105

-9

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow105.html

И снова 1985й.

Такое ощущение, что им ТЗ спустили, и каждый решал как мог, а не друг с другом мерился.

Так сказать работали каждый в своем КБ, а потом на выставке мерились результатом. Разный вид психологической конкуренции.

В общем тут баса поменьше, чем у Илеть, зато верха побольше.

И тоже маскирует искажения на верхней середине. Хотя тут она чуть чуть стекленит.

Но звук бодрый. Заборитсый. Отнесем его к начальному Аудифильству. Хотя небольшой промах, меньший, чем у Иссык-Куля все таки есть.

10. Снежеть 110

-10

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/snevet110s.html

И снова 1985й год.

И даже схема один в один. Только номиналы некоторых деталек другие.

Но другие они ровно на столько, чтобы получить мягкую, уютную серединку, чуть утяжеленный внизу, но при этом прозрачный на верху бас, и мягкий верх.

В общем максимум маскировки, с особым уютным звучанием.

Снова Аудиофильский Аппарат. И тут попали куда надо по всем проблемным частотам.

11. Союз 110

-11

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/sojuz110.html

Год 1986й.

Кинематика уже знакомая. В маскировках нуждается.

Вот только тут пошли иначе.

Годами ранее пытались маскировать проблемный участок.

Но что там на этом участке? Там повышенный уровень гармоник на фоне других частот.

А что если сделать наоборот? Что если сделать одинаково-высокий уровень гармоник во всем частотном диапазоне?

Ведь это проще. Просто задрать их в других местах.

Ну в общем сказано - сделано.

Звук получился с одной стороны плоский. А с другой яркий, плотный, насыщенный.

Тут тебе и бас яркий, тут и середина яркая и прозрачная. Тут и верх светлый!

И вроде бы все как у Аудифилов. Вот только... давайте назовем такой звук Меломанским?

Так сказать процент окраса тут слишком высокий для Аудифильского дела.

Это как с шоколадом. Если чуть-чуть молока добавить, будет изысканный вкус. А если ливануть под завязку - будет или Аленка или Красная Шапочка. Но никак не Мишка На Севере.

12. Астра 110-1

-12

фото отюсда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/astra110s1.html

1987й год.

АЧХ на 19й скорости 20 - 24 кГц.

Да так не всякий Олимп может. Только 005му и по силам.

Правда тут один момент.

Они тут учли, что у владельцев много записей от прошлой второклашки.

И нужно как-то так сделать, чтобы и на них, с их обрезками частот, тоже все круто стало.

Ну и они и накатили самовозбуд от второй гармоники в басу.

Это когда на тон ниже нагуживает.

И аналогичную сатурацию второй гармоникой на ВЧ.

Как итог с вашей прошлой Кометы с ее 40 - 16 тут на выходе тоже 20 - 24.

Звук тут басовитый и забористый. Верх тут тоже с размахом.

И не важно, что кое-что тут синтезированное. И развивается во времени не совсем по Акустическим Законам.

Зато как забористо звучит!!!

Аппарат Аудифильский. И при этом целью было Вытянуть То Чего В Записи Нет.

Что-то такое во всю на дорогих Аудифильских Патефонах применялось, когда им струны натягивали на выходе. Они возбуждались так же по второй гармонике от исходного, чем давали большую мягкость и высокачастотность звучания.

13. Орбита 107

-13

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/orbita107.html

Год 1987й.

Про нее уже выше все сказано.

Улучшили дизайн. Оставили паршивую кинематику.

Да поддали посильнее УХХ-Саунда!

14. Ростов 105С-1

-14

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow_mk105s1.html

Год 1988й.

Тут они Астре отомстили.

АЧХ тут на 19й 25 - 24 кГц.

По басу не дожали. А вот по верхам.

В общем все что тут сделали - это поставили головку от компании ТЕАК.

Она продвинутая. Она вон чего может.

И в общем-то звук получился яркий, забористый. С хорошим детальным верхом. Но вот верхняя серединка все равно стекленит чуток.

И тут даже по звуку некоторый намек на Союз. Не такой сильный. Но похожий.

Плотно и ярко, и верх детальный. Но вот есть косячки.

В общем в копилку Меломанам.

15. Астра 111

-15

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/astra_mk111s.html

Год 1989.

АЧХ на 19й 25 - 28 кГц.

Здесь другая кинематика. Тут она какая-то размашистая. Лента максимально прямая.

В общем это все обеспечивает идеальный прижим ее к головкам.

Да и остальная схема явно не стремится ничего маскировать.

Тут просто нечего маскировать.

Это магнитофон высокой верности. У него копию от оригинала не отличить.

Его как бы нет в тракте, если Аудифильскими словами его оценивать.

Он максимально нейтрален потому, что ничего не вносит от себя. Ни окраса ни искажений.

16. Ростов 112/012

-16

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow_mk112.html

Год 1990.

Мы помним, что у этой кинематики есть проблемы.

И тут маскировка.

Но она вкусная.

Тут и глубокий бархатистый бас, и теплая середина, и мягкий верх.

В общем тут Ламповый звук чистой воды.

И при этом ни намека на искажения.

Сплошное Аудиофильское Удовольствие.

Уровень его как у 108й Орбиты. Только Вкус другой. Это как Оливье и Крабовый салат. Оба шикарные, хотя и разные!

Вот так и тут. Только Жареная Курочка против Котлет из Говядины.

17. Орбита 108

-17

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/orbita108s.html

Вот вспомнишь ее.

Год 1990й.

А я про нее уже все сказал. Звук УХХ!!! Попрохладнее, чем у Ростов 012, но от этого не менее шикарный.

19. Санда 012

-18

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/sanda_mk012.html

А тут у нас Ростов 012 в визуальном рестайлинге.

А на звук один в один.

20. Юпитер 106

-19

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/jupiter_mk106.html

Год 1990й.

Ой!!!! А это вообще что? Ни тебе демпферов, ни тебе сквозного канала.

Это что вообще? Это вообще как? Чего это второклашка в первом классе делает?

Да у нее даже фетровый прижим ленты к головкам.

Ее за что в первый класс занесло?

Но мы помним, что фетр дает самый лучший прижим.

Правда провоцирует детонацию.

Но все бы так. Если бы они сюда микросхем не понатыкали.

А так вышло, что второклашка эта из серии искажения валит.

Вроде как в верхней середине проблем быть не должно. А вот они там оптом.

Их микросхемы выдают. Это же была и проблема в Олимп 003. На этой же кинематике Олимп 700 звучит один в один как исходник. А 003 стекленит.

Вот они сюда эту же схему из 003го упростили и поставили. И она тут тоже стекленит. Еще сильнее за счет упрощения.

И фетровый прижим не помогает. Тут явно задачу Аудифильства не поняли.

Хотя вроде бы Юпитер. Самые Аудифильские второклашки делали в прошлых моделях. А вот тут диверсия.

Хотя с другой стороны конструкционная иллюстративность. Проблема может быть как в кинематике, так и в электронике. И мы теперь об этом знаем.

***

Ну вот так на сегодня.

Спасибо, что дочитали!

-20

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье