За сизой дымкою вдали
Горит закат,
Гляжу на горные хребты,
На водопад.
Летит он с облачных высот
Сквозь горный лес –
И, кажется: то Млечный путь
Упал с небес.
Ли Бо
Поражение в войне с Японией и утрата почти всего Бэйянского флота, не остановили процесс его развития. Были выделены деньги и, в основном, за границей были заказаны новые корабли. Китайцы традиционно пользовались услугами немецких и английских верфей.
В самом начале войны с Японией Ли Хунчжан заказал немцам минный крейсер. За основу проекта был взят немецкий авизо «Greif», но в более скромных размерах. По поводу места изготовления в литературе есть необъяснимая путаница. Кто то считает изготовителем кильскую "Германию", кто-то неведомый завод "Вулкан" из Бремена. Причины разногласий разбирать особого смысла нет, изготовитель все-таки- верфь "Вулкан" из Штеттина (Stettiner Maschinebau AG Vulkan).
Элегантный четырехтрубный крейсер (единственный четырехтрубник китайского флота) получил гордое имя «Фэйин» (飛鷹, Летящий орёл). В Китай он, естественно, попал уже после войны, он появился в Дагу 21 сентября 1895 года. Во флоте официально числился крейсером, фактически представляя собой канонерку.
«Фэйин» Fei Ying Fei Jing 飛鷹 «Vulcan», Штеттин, Германия (заводской номер 223). Заложен в 1894 году, спущен на воду 17 апреля ( 11 июля) 1895 года, вступил в строй 1896 год. Потоплен 1932. Списан 1933.
Водоизмещение нормальное 850(837) тонн; длина между перпендикулярами 74,98 м, наибольшая 79 м, ширина 8,2- 8,64 м, осадка 3,5-3,96 м;
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 котлов Ярроу; 5430 инд. л.с.; 2 винта. скорость 21,3-22 узла; запас угля: нормальный 75 тонн, полный 170 тонн; экипаж 90-145 человек.
Бронирование- палуба над машинным отделением 25 мм, боевая рубка 50 мм, щиты орудий 50 мм
Вооружение- 2 x 1 - 105 мм/37 SK L / 40 C / 91, 6 x 1 - 57 мм(47 мм)/40 Hotchkiss, 4 x 1 - 37 мм/20 Hotchkiss, 1 - 356 мм торпедный аппарат (нос), 2 x 1 - 356 мм бортовых торпедных аппарата
Крейсер имел стальной корпус с высоким полубаком и низким полуютом. Силовая установка- две трехцилиндровые паровые машины системы «Vulcan». Машины стояли в одном отсеке, котлы-попарно-в четырех. Дымоходы шли к четырем узким трубам в центре корпуса.
Для защиты корабль имел 25 мм палубу над машинным отделением, а также 50 мм боевую рубку и 50 мм щиты орудий главного калибра.
Вооружен крейсер был двумя 105 мм пушками Круппа С/91 в оконечностях, 47 мм пушки размещались вдоль бортов, по паре на полубаке, полуюте и главной палубе. Один торпедный аппарат Шварцкопфа был вмонтирован в форштевень, два стояли на уровне второй трубы на главной палубе. Запас составлял еще три торпеды.
В боевых действиях против внешних врагов крейсеру поучаствовать не удалось. В 1900 году его вместе с остальной эскадрой адмирал Са Чжэнь бин отправил на юг, в Чифу и Шанхай, подальше от эскадры союзников.
А с 1911 года Китай вступил в длительный период гражданских войн, мятежей и столкновений. Китайскую республику лихорадило постоянно. В 1917 году тогда еще революционный Гоминьдан во главе с тогда еще Сунь Ятсеном разошелся во взглядах с консервативным пекинским правительством и увел парламент страны в Гуанчжоу, где, опираясь на флот (адмиралы Чэн Бигуан и Линь Баои) объявил о неподчинении Пекину и формировании новойвласти.
22 июля Чэн Бигуан из Шанхая (Лунхуа) на юг корабли Первой эскадры ( бронепалубный крейсер "Хайци", минный крейсер "Фэйин" (Fei Ying / 飛鷹), эсминец "Тунъань" (Tung An / 同安), а также канонерки "Юнфэн" (Yung Feng / 永豐) и "Уфэн" (Wu Feng / 舞鳳), и присоединившиеся по пути эсминец "Юйчжан" (Yu Chang / 豫章) и транспорт "Фуань" (Foo An / 福安). В Гуанчжоу уже находились бронепалубный крейсер "Хайчэнь" (Hai Chen / 海琛), канлодки "Юнсян" (Yung Hsiang / 永翔) и "Чуюй" (Chu Yu / 楚豫).
Из этих кораблей была создана под командованием Чэн Бигуана "Эскадра, защищающая конституцию" (Хуфа цзяньдуй / Hùfǎ jiànduì / 護法艦隊). С присоединением в октябре 1917 года крейсера "Чжаохэ" (Chao Ho / 肇和), в Гуандуне оказалась почти половина китайского флота ( 44% всех боевых кораблей Китая).
Но в мае 1918 года политическими интригами Сунь Ятсена выдавили из Южного правительства и он вернулся в Шанхай. , а Китай в течение последующих двух лет распался на провинции, контролируемые милитаристскими кликами.
В 1925 году Сунь Ятсен скончался, власть в Гоминьдане перешла к Чан Кай Ши, которому в 1927 году удалось снова объединить Китай.
В феврале 1931 года обострилась внутренняя борьба внутри правящей партии Гоминьдан. Против Чан Кай Ши, который концентрировал власть в стране в своих руках, возникло оппозиционное правительство в Гуачжоу, объединившее Ху Ханьминя, Ван Цзинвэя, Сунь Кэ, Чэнь Цзитана, Ли Цзунжэня и других.
Правительство Ван Цзинвэя, Чэнь Цзитана и Ли Цзунжэня было создано 28 мая вступило с нанкинским правительством в военный конфликт. В Гуанчжоу был создан военный комитет из 19 человек, в который вошли Чэнь Цзитан, Ли Цзунжэнь и Тан Шэнчжи в качестве членов постоянного комитета. 8-ая армия Чэнь Цзитана была переименована в Первую армию, а армия Ли Цзунжэня была переименована в Четвертую армию.
6-7 июля 1932 года авиация гуандунского губернатора Чэнь Цзитана потопила во время налета на Хайкоу гоминьдановский крейсер «Фэйин», он стал первым китайским кораблем, потопленным авиацией.
Лишь развивавшееся японское вторжение остановило конфликт Нанкина и Гуанчжоу. Против общего врага сторонам пришлось действовать совместно.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам