Реконсолидация памяти признана основным нейропсихологическим процессом, лежащим в основе любой терапевтической процедуры разрешения травмы.
Она происходит, если имеет место следующая последовательность событий:
1. Повторная активация. Память должна быть доступна и повторно активирована.
2. Обнаружение противоречия/несоответствия. Пока память реактивируется, необходимо создать опыт, противоречащий проблемному обучению или ментальной модели, созданной памятью ранее.
3. Создание нового опыта, обучение. В течение следующих пяти часов необходимо предоставить дополнительные переживания, которые устранят или пересмотрят связанную ментальную модель. В том числе это может происходить за счет повторения шага 2 ( обнаружения противоречия/несоответствия).
Молодая женщина определяет рождение своего брата как первоисточник своего негативного убеждения: «Я не важна». В начале работы над этим воспоминанием она вспоминает, что ее отец был гораздо больше взволнован рождением её брата, чем чем-либо, связанным с ней. От этого воспоминания ей становится грустно и стыдно.
Таким образом, память о событии реактивируется.
Потом она вдруг вспоминает: «Мой дядя любил меня. Он думал, что я важна». Это утверждение является несоответствием, поскольку оно противоречит тому базовому утверждению «Я не важна», которое она знала о себе из воспоминания, связанного с отцом.
Этот момент не исцеляет, но дестабилизирует память, так чтобы дальнейшее терапевтическое вмешательство могло оказать преобразующее воздействие.
По мере того, как работа в рамках сеанса продвигается, женщина вспоминает все больше и больше случаев, когда она чувствовала себя важной.
Таким образом, создается и повторяется новое обучение.
Примерно через полчаса после начала сеанса женщина уже не считает себя неважной. Вместо этого она говорит: «Мне жаль моего отца, он даже не знал, как любить своего собственного ребенка».
Так происходит реконсолидация памяти.
Клиенткой двигало убеждение: «Я не важна», но повторная активация события, связанного с этим представлением о себе, и создание нового опыта преобразовывают её память, что приводит к тому, что она перестает поддерживать это негативное убеждение и начинает видеть себя в более позитивном свете.
Ученые (Ecker, Ticic, & Hulley, 2012) описывают большинство существующих проблем как вызванные схемами или ментальными моделями, которые застряли в мозгу в результате травмирующих событий. Они характеризуют большинство терапевтических подходов как противодействующие, поскольку основное внимание в них уделяется управлению или преодолению ментальной модели, эмоциональной реактивности и связанных с ними симптомов. Такие подходы, как правило, медленны, постепенны и подвержены рецидивам, потому что основная ментальная модель и эмоциональная реактивность остаются.
Вместо этого они рекомендуют использовать способность мозга реконсолидировать память для постоянного изменения лежащей в основе ментальной модели и устранения эмоциональной реактивности.
Преобразующие процедуры разрешения травм, такие как EMDR, влияют на реконсолидацию воспоминаний в источнике связанной с ними ментальной модели, порождающей симптомы, чтобы позволяет достигать разрешения проблемной ситуации быстрее.
Больше узнать о преимуществах EMDR-терапии и о том, как она работает
Если вам понравилась статья, вы можете нажать на кнопку "Сказать спасибо" и подписаться на новые публикации. Впереди много интересного.
Приглашаю на терапевтическую сессию в методе EMDR.
Буду рада знакомству с Вами!
Автор: Екатерина Музыченко
Психолог, Краткосрочный EMDR-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru