Найти тему
Евгений Трунов

Пищевая избирательность и дизонтогенез.

Родители часто жалуются специалистам вообще и аналитикам поведения в частности: у ребенка узкий рацион; мало ест; долго ест. Про "мало ест" и "долго ест" я скажу в иной раз, а сегодня речь пойдет именно про сознательный отказ или ограничение потребления определённых продуктов.

В МКБ-11 есть понятие: Патологическое избирательно-ограничительное
потребление пищи (6B83). Явление действительно часто встречается у очень многих детей с ОВЗ. В большинстве случаев оно идет рука об руку с другими жалобами: узкий набор интересов; отставание в речевом развитии; стереотипы, ритуалы и прочее.

Однако, обращение к аналитику поведения или дефектологу всегда происходит по линии педагогики. Мы не сможем помочь, если проблема находится вне нашей стези. Существуют различные гипотезы возникновения данного расстройства пищевого поведения: физиологические, эмоциональные, социальные, личностные гипотезы. Поэтому мы не сможем помочь, если причинность устроена следующим образом:
Физиология: нарушения жевания, глотания и пищеварения.
Социальная: в семье запрещают что-то есть\упорно разрешают что-то есть; нет возможности поставлять нужное питание.
Эмоциональная: проблемы не у ребенка, а у родителей. Ребенок просто так реагирует на родительскую ситуацию. Привет, психотерапевт.

Всегда задавайте себе вопрос - а этот запрос точно из моей области? Или я пытаюсь решить чужую задачу?

Условимся, что задача находится в области коррекции-абилитации, то есть она решаема методами специальной педагогики.
Далее я предлагаю причинность рассмотреть через призму статистики, а от статистики уже можно будет делать выводы как причинность существует на нескольких уровня человеческого существа. Я в практике пытаюсь группировать случаи по принципу: типаж ребенка - жалобы родителя - диагноз.

  1. Капризность. Я уверен, что тревоги подавляющего родителей довольно беспочвенны. Ребенок вполне здоров, просто взрослым не хватает педагогических навыков и личностных качеств для выстраивания качественного воспитательного процесса. Дети в плане еды - троглодиты. Они едят не так как надо, а как придется или хочется. Они ничего не ведает ни про режим, ни про диету, ни про сбалансированность пищи, ни про планирование дня. Всё надо прививать.
    Однако, стабильная сквозная капризность обязана нас насторожить. Особенно если она наблюдается во всех сферах жизни чада. Капризность в сути своей - слабоволие, недисциплированность, инфантильность.
  2. Страх. Был негативный опыт, закрепивший определенную модель поведения. У детей с ментальными нарушениями изначально плохо обстоят дела с обобщением опыта. Нормотипичный ребенок тоже способен сделать слишком далеко идущие выводы, например, из-за горячей еды.
    В среднем страх через некоторое время проходит, забывается. Особенно если понять - что именно напугало. Далее мы будем потихоньку сталкивать ученика с пугающей "штукой" так, чтобы успел привыкнуть, адаптироваться. Важно уметь отличать реальный страх от других явлений: стереотипов, отказов от сотрудничества, манипуляций.
    Астеничный ребенок может быть труслив и тревожен.
  3. Стереотип. Дети с ОВЗ в массе своей не любят новизну и резкую смену обстановки на ходу. Пищевой стереотип может формироваться по формуле: сильная привычка + слабый познавательный интерес + низкие навыки спонтанной имитации. Особняком стоит проблема различения. Вы ведь не будете есть то, что не считаете едой?
    Стереотипность в питании рушится (внезапно) за счет того, что ученику дают задания, где надо постоянно менять алгоритмы поведения, следить за другими и копировать, проявлять инициативу и исследовательские способности.
  4. Навязчивости. Самая неприятная вещь, так как она фактически стоит одной ногой на поле психиатрии. Навязчивость в отличие от стереотипа самодостаточна, невероятно устойчива и не имеет толковых объективных причин для формирования. Без союза с врачами скорее всего добиться результата почти не возможно.
    Имеет смысл пробовать работать с навязчивостями как со стереотипами. Или пробовать использовать их как мотивацию. Раз уж ученик так сильно хочет выполнить свою идею-фикс, то пусть на пути к ней хотя бы успеет сделать нужное нам дело.

Основная идея: как правило тратить время на узкую работу с пищевым разнообразием нет особого смысла; это слишком ресурсоемко. К тому же пища - явление ситуативное. Нельзя просто завести ученика в кабинет и начать кормить. Это задача для сопровождающего или родителя. Для того, кто будет в нужный момент с ребенком достаточно долго.
Надо работать от учебного стола, так как поедание пищи по своей сути - такое же задание, как и сбор пазлов, но завязанное на физиологические потребности.
В основном же большая масса проблем выглядит так: ученик не хочет это есть потому, что хочет потреблять другое (оно вкуснее или более знакомое). Если "вкуснее", то тут вообще легко: будем потихоньку договариваться и мелкими шагами двигаться к разнообразию. Если новая пища - нечто незнакомое и странное, то надо развивать толерантность к новизне.

Биология
8125 интересуются