Санкт-Петербург - второй по размерам город России, северная столица. Основан в 1703 году в устье реки Невы, на побережье Финского залива Балтийского моря. Площадь - 1439 кв. км, население - 5 398 064 чел.
В сегодняшней обзорной статье познакомимся с системой общественного транспорта культурной столицы.
Общественный транспорт города представлен метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом. Внутри города можно перемещаться так же на электропоездах.
Метрополитен
Петербургское метро - самое глубокое в мире. Состоит из 5 линий и 72 станций. Движение по первой линии открыто 15 ноября 1955 года от станции "Площадь Восстания" до "Автово". В системе метро кроме классических станций глубокого и мелкого заложения имеются наземные станции. Линии обслуживают 5 электродепо, а так же 2 депо для ремонта и обслуживания подвижного состава.
Еще одной интересной особенностью метро является то, что очень многие станции расположены глубоко. Например, станция "Адмиралтейская" - самая глубокая в России, она расположена на глубине 86 метров. Из-за этого для спуска используется каскад из 2 эскалаторов, а не из одного, как обычно.
Интересны для пассажира так же станции типа "горизонтальный лифт". Поезда на таких станциях отгорожены от пассажиров стеной и дверьми, которые открываются автоматически при прибытии поезда.
Очень многие станции метрополитена, особенно построенные в 50-е годы - имеют оригинальное архитектурное оформление. Из-за этого 8 станций являются объектами культурного наследия России.
Станции работают примерно с 5:30 до 0:00, интервал движения на линиях - минимальный - 1,5-2 минуты.
Основа вагонного парка Петербургского метро - поезда из вагонов 81-717/81-714 ("номерные") и их модификации. Они работают на 2-ой, 4-ой и 5-ой линиях. На 1-ой линии работают поезда из вагонов Ема-502/Ем-501/Емх-503 - они самые старые вагоны метро на территории России. Так же можно встретить поезда из вагонов 81-540/81-541 в различных модификациях, поезда 81-556/81-557/81-558 "Нева" и 81-722/81-723/81-724 "Юбилейный". Не смотря на покупку новых поездов и вагонов подвижной состав петербургского метрополитена устарел морально и физически. Самые старые поезда работают на 1-ой и 2-ой линиях. На 3-ой линии работают только более мене новые поезда.
Несмотря на то, что на линиях работают старые вагоны - все они в очень хорошем внешнем состоянии.
Хроническая нехватка денег привела так же к тому, что метро строится очень медленно. В тех районах города где метро необходимо - оно отсутствует. Трудно представить, но весь юго-запад города вывозиться одной станцией - самой напряженной - "Проспект Ветеранов" (подвоз троллейбусами и автобусами). Трамваи с юго-запада вывозят пассажиров к метро "Автово". Сейчас ведется строительство новой 6-ой линии на юго-запад к улице Маршала Казакова. Срок окончания строительства - 2025 год. При этом, застройка районов на юго-западе продолжается и сейчас, и в связи с этим ситуация будет усугубляться.
Автобус
Автобусное движение в Петербурге открыто в 1907 году. Первый маршрут соединил Александровский сад и Балтийский вокзал. Но в 1914 году автобусное движение было прекращено. Восстановлено движение автобусов было только в 1926 году. Первая городская линия соединила Александровский сад и Витебский вокзал. К началу 50-х в городе уже было 37 маршрутов, а к 1997 году количество маршрутов достигло 500.
Сейчас автобусная маршрутная сеть насчитывает 681 маршрут. Маршруты разделяют на социальные и коммерческие. Социальные маршруты работают по единому регулируемому тарифу, принимаются все проездные билеты, автобусы останавливаются на всех остановках. Всего таких маршрутов - 280. Автобусные маршруты Кронштадта и Ломоносова имеют свою внутрирайонную нумерацию - к цифре добавляется литера "кр" (Кронштадт) и "л" (Ломоносов).
Коммерческие маршруты работают по нерегулируемому тарифу и могут брать за проезд любую сумму, кроме того на таких маршрутах отсутствует возможность проехать по проездным билетам. На таких маршрутах как правило работают автобусы малого класса. Перед номером коммерческого маршрута стоит буква "к".
В ходе реформы общественного транспорта Санкт-Петербурга планируется отказ от коммерческих маршрутов: дублирующие маршруты отменяются, усиливается работа паралельного социального транспорта. Маршруты имеющие уникальную транспортную связь сохраняются и переводятся в разряд социальных.
С 2014 года летний период с 30 апреля по 15 ноября работают 5 ночных маршрутов. Они повторят трассы линий метро. В своем номере имеют буку "М". Маршруты работают с 0:00 до 5:30 с интервалом - 15 минут.
Самый крупный перевозчик социальных маршрутов - ГУП "Пассажиравтотранс". он имеет 6 автобусных парков. Так же среди перевозчиков выделяются: ООО "Питеравто" (5 филиалов), АО "Третий парк" (4 филиала) и другие менее крупные.
На социальных маршрутах работают автобусы ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-6213, НефАЗ-5299, МАЗ-103, МАЗ-107, МАЗ-203, МАЗ-216, Волжанин СитиРитм. На коммерческих маршрутах работают ПАЗ-3204, ПАЗ-3203, МАЗ-206, "Газель Next" и ПАЗ "Вектор Next Доступная среда".
Надеюсь, что руководству города удастся провести транспортную реформу полностью и избавить город от "маршруток" и ПАЗиков.
Электробус
С февраля 2019 года в городе начал работать первый электробусный маршрут № 128, с 19 марта - этот маршрут полностью переведен на электробусы. Всего на маршруте работает 10 электробусов с ночной зарядкой Volgabus-5270.E0 в 2-ом автобусном парке ГУП "Пассажиравтотранс".
Трамвай
Трамвайное движение в Санкт-Петербурге открыто в 1907 году. Сейчас маршрутная сеть состоит из 41 маршрута. Трамвайную сеть обслуживает 2 перевозчика: ГУП "Горэлектротранс" и ООО "Транспортная концессионная компания". Более подробно о истории и современном состоянии петербургского трамвая мы коснемся в следующих статьях.
Троллейбус
Петербургский троллейбус - крупнейшая в России троллейбусная сеть и 2-ая по величине в мире. Троллейбусное движение открыто в 1936 году. Общая длина линий 493 км на которых работает 46 маршрутов. Среди обычных маршрутов имеются 9 "автономных" маршрутов, на которых работают троллейбусы с удлиненным автономным ходом - где нет контактной сети. Более подробно о троллейбусе Санкт-Петербурга мы поговорим в будущих статьях.
Электропоезда
Электрички в Санкт-Петербурге в основном выполняют роль по перевозке пассажиров в Ленинградскую область и за ее пределы.
С Балтийского вокзала на поездах можно в пределах города доехать до Ораниенбаума ( в том числе скоростные "Ласточки"), с того же Балтийского вокзала можно доехать до Дудергофа на поездах следующих в Гатчину. Интервал движения на линиях - 15-30 мин.
С Витебского вокзала на электричках можно доехать до Павловска (в том числе на поездах "Комфорт"). Интервал движения от 15 мин.
До Колпино можно доехать на электропоездах с Московского вокзала, в том числе на скоростных поездах "Ласточка".
До Сестрорецка и Зеленогорска поезда следуют от Финляндского вокзала, в том числе скоростные поезда "Ласточка".
Аквабус
До 2015 года в Санкт-Петербурге работали - аквабусы. Катера проходили по Неве. Всего было 5 линий. Из-за убытычности проекта аквабус был закрыт.
Оплата проезда
Оплатить проезд на общественном транспорте можно наличными деньгами, банковской картой, транспортной картой "Подорожник". Стоимость поездки в метро - 55 руб., в наземном социальном транспорте - 50 руб., в коммерческом транспорте зависит от маршрута - в пределах 40 руб.
Оплачивать проезд можно так же картой "Подорожник". Кроме стандартного списания за 1 поездку на карту можно записать проездные, суточные билеты. При оплате проезда картой "Подорожник" стоимость поездки в метро - 36 руб., в наземном транспорте - 31 руб. В зависимости от частоты поездок, цена снижается вплоть до 32 руб. в метро и 27 руб. в наземном транспорте (от 41 поездки). Кроме стандартной оплаты проезда можно на карту записывать различные тарифы: "90 минут" (для наземного транспорта), суточный, месячный и единый электронный (на таком возможна оплата и в коммерческом транспорте). Карту "Подорожник" можно приобрести в киосках метрополитена. Так же карту "Подорожник" можно использовать при оплате проезда в электропоездах.
В метро оплата проезда осуществляется не только с помощью карты "Подорожник". Для проезда необходимо купить жетон в кассе. Проход осуществляется через турникеты. Так же в метро можно оплатить проезд бесконтактными банковскими картами.
В наземном транспорте оплата проезда так же осуществляется бесконтактными банковскими картами и "Подорожником". Них нужно приложить к прибору на поручне - СЭКОП. Так же имеется возможность оплатить проезд наличными работающему в салоне кондуктору. Кондуктор имеет право проверять оплату проезда при помощи валидатора контролера.
На трамвае "Чижик" кондуктор отсутствует. За наличные деньги билет можно приобрести в автомате.
На коммерческих маршрутах так же можно оплатить проезд "Подорожником", но здесь только по стандартному тарифу. Проездные на них не действуют. Оплата проезда осуществляется кондуктору или водителю.
Общие впечатления
Маршрутная сеть наземного транспорта очень обширная. Пассажир может выбрать способ передвижения на любой вкус. Как правило, если социальные маршруты направлены на подвоз к метро, то коммерческие маршруты позволяют пассажирам за минимальную цену переехать из одного конца города в другой без пользования метрополитеном.
Обширна троллейбусная сеть, охватывающая все основные транспортные магистрали, но при этом она по большей части заточена на подвоз к метро. Трамвайная сеть очень пострадала в 1990-е годы и не имеет большого влияния. Так же большая часть маршрутов работает на подвоз к метро.
Метро же так же из-за плохого финансирования строится очень медленно. Строительство метро не успевает за ростом города. В очень многих районах Петербурга метро отсутствует, и все пассажиры вывозятся исключительно наземным транспортом. Так же из-за низкого финансирования своевременно не обновляется вагонный парк.
Так же с обновлением парка плохо обстоят дела у трамвая. Старые вагоны ЛВС-86 и ЛМ-68 модернизируются для поддержания транспорта в надлежащем виде. С троллейбусом же наоборот ситуация лучше, несколько лет подряд парк троллейбусов обновляется.
По мере перехода на новую транспортную модель практически полностью обновлен автобусный парк. По большей части это низкопольные автобусы.
В транспорте работают информаторы в виде звуковых объявлений и бегущей строки (правда на старых трамваях - они как и электронные маршрутоуказатели отсутствуют).
На остановочных пунктах имеются маршрутные таблички с режимом работы и интервалами движения.
Очень хорошо, что правительство Санкт-Петербурга начало реформу по реорганизацией транспорта с отказом от маршруток и переводом их на нормальные социальные автобусы.
В целом транспортная система города вызывает приятные впечатления. Интервалы движения - хорошие. Переполненного транспорта нет, в целом он справляется с работой на твердую оценку "хорошо".
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить чего-нибудь интересного
Почитайте другие статьи про общественный транспорт городов:
Общественный транспорт Архангельска