Нет, я не собираюсь опровергать факт оказания гражданским населением, прежде всего крестьянством, сопротивления вторгшимся в 1812 г. в Россию наполеоновским войскам. Такое сопротивление в различных формах – и в виде организованных губернским и уездным начальством отрядов «кордонной стражи», и в виде «частных» отрядов, собранных отдельными дворянами (типа отряда Лесли в Смоленской губернии), и в виде отрядов из самостоятельно собиравшихся крестьян – действительно существовало. И пусть боевая эффективность этого народного сопротивления в отдельные периоды (прежде всего, разумеется, в советское время) значительно преувеличивалась, тем не менее посильный вклад в затруднение попыток французов и их союзников обеспечить свое снабжение эти крестьянские отряды внесли.
Цель настоящего материала другая. С большим удивлением приходится видеть до сих пор широко представленные в интернет-материалах, и на Дзене тоже, утверждения о том, что «в России французы впервые столкнулись с народной войной». Некоторые, более «продвинутые» и знающие авторы уточняют: «С пресловутой «дубиной народной войны» Наполеон впервые столкнулся не в России, а в Испании».
На самом деле ни первое, ни второе утверждения не соответствуют действительности.
Вандея
С тем, что принято называть «народной войной», французы в действительности впервые столкнулись у себя «дома» во Франции – в Вандее. Роялистски настроенные крестьяне вели военные действия против войск центрального, то есть революционного правительства, с большим или меньшим успехом с 1793 по 1800 г. В мои цели не входит пересказ основных событий этой войны, соответствующая информация широко представлена и легко доступна. Отмечу лишь, что иногда шуаны-вандейцы, собравшись в значительном количестве, пытались давать революционным войскам «правильные» полевые сражения. Но чаще это была классическая малая война с собирающимися для осуществления той или иной акции «скопищами», затем рассеивающимися и растворяющимися среди мирного населения, с внезапными нападениями на отдельные изолированные отряды, с безжалостным террором с обеих сторон. Часто во главе отрядов шуанов вставали призванные для этого дворяне или священники, но основной социальной базой роялистского «движения» в Вандее были именно крестьяне, то есть «народ». При помощи террора и доброго слова (в основном – террора) Вандейское восстание удалось подавить, но в 1815 г. оно вспыхнуло снова.
Бельгия
Не всегда были в восторге от принесенных на французских штыках Свободы, Равенства и Братства и соседи Французской республики. В 1798 г. вспыхнула так называемая Крестьянская война на территориях, ныне входящих в состав Бельгии и Люксембурга. Эти земли, ранее входившие в Священную Римскую империю Германской нации, в 1795 г. были аннексированы Францией. Местные крестьяне не обрадовались стремлению новых революционных властей установить контроль над католической церковью, а также введению обязательной военной службы. Плохо вооруженные и неподготовленные крестьяне, к тому же проживающие не на столь удобной для ведения малой войны территории, как, например, Испания, не смогли оказать длительного серьезного сопротивления французским революционным войскам, и в течение пары месяцев восстание было подавлено.
Италия
Народная война против французов, получившая название Инсордженцо, развернулась на территории итальянских государств (как известно, Италия тогда не была еще объединена), практически сразу после прихода сюда французских революционных войск в 1790-х гг. Народные низы, составившие главную социальную базу Инсордженцо, воодушевлял целый букет мотиваций – национальных, религиозных, роялистских. И не в последнюю очередь – давние традиции бандитизма, существовавшие на территории полуострова, особенно в Калабрии. Вначале восставшие итальянцы (не без помощи извне) добились значительных успехов – в июне 1799 г. пала марионеточная Партенопейская республика. Однако затем французы в основном восстановили контроль над материковой Италией. Тем не менее партизанскую активность в Калабрии, впрочем к этому времени приобретшую характер практически чистого бандитизма, хотя и с претензией на идеологию верности прежнему королю, французы не смогли подавить до конца владычества в Неаполитанской королевстве Мюрата в 1815 г.
Испания и Португалия
История испанской герильи, ставшей, безусловно самой яркой составляющей Пиренейской войны 1808-14 гг хорошо освещена и вряд ли имеет смысл ее здесь в очередной раз пересказывать. Начавшись знаменитым восстанием 2 мая 1808 г. в Мадриде, народное сопротивление французам охватило всю Испанию и не утихало до выдворения французов из страны (конечно, не без помощи англичан) в 1814 г. Практически любое недостаточно крупное французское (или их союзников) подразделение, рискнувшее выйти за пределы города, где находился крупный французский гарнизон, было обречено. Любой француз, осмелившийся в одиночку пройти даже по контролируемому французами городу в темное время суток, рисковал получить удар кинжалом. В Португалии происходило нечто похожее, но чуть менее масштабное и ожесточенное.
Тироль
По итогам Пресбургского мира принадлежавшее Австрии графство Тироль перешло к Баварии. Условием этого было сохранение Баварией автономии Тироля. Но автономия вскоре была отменена, а когда жителей графства еще и обязали служить в баварской армии, тирольские крестьяне восстали. Одновременно в 1809 г. началась очередная австро-французская война, и Австрия попыталась оказать помощь своей бывшей территории, однако не преуспела в этом, австрийский корпус потерпел поражение от баварских войск. А вот сами тирольцы под командованием трактирщика Андреаса Гофера (Хофера) нанесли несколько поражений баварцам и французам. Но затем австро-французская война закончилась очередным поражением Австрии, французы и баварцы собрались с силами и восстановили контроль над Тиролем. Гофер был вынужден скрываться, оказался схвачен и по личному приказу Наполеона расстрелян.
Финляндия
Наконец, стоит упомянуть и еще один случай «народной войны», который в преддверии Русского похода 1812 г. был у французов перед глазами. С активным народным сопротивлением столкнулась русская армия в Финляндии в ходе Русско-шведской войны 1808-09 гг. И здесь крестьяне вели классическую малую войну – пользуясь знанием местности, устраивали засады, нападали на изолированные части русских войск, служили проводниками для шведов, укрывали провиант и фураж от русских и снабжали им шведов. Шведско-финское сопротивление в Финляндии, несмотря на ряд поражений от русских войск, было достаточно эффективным и, как минимум, серьезно затягивало военные действия. Исход войны решился по сути после героического похода русского корпуса к берегам Швеции по льду Ботнического залива. Нет сомнений, что полученный в Финляндии опыт был использован русскими офицерами при ведении уже собственной партизанской войны против Великой армии в 1812 г.
Нет, с «народной войной» французы столкнулись в 1812 г. в России далеко не в первый, и даже не во второй раз. И тем серьезней допущенная Наполеоном при планировании и проведении Русской кампании ошибка. Ошибка эта прежде всего заключалась в недооценке противника, причем речь главным образом не о «народе», который ведет эту самую «народную войну». Речь о руководстве России, то есть в первую очередь, об императоре Александре I, от которого Наполеон не ожидал твердости и решимости вести борьбу до конца, невзирая на возможные неудачи и поражения. А развернувшая вскоре после вступления Великой армии на территорию «настоящей России», то есть в пределы Смоленской и затем – Московской и Калужской губерний, «народная война» стала уже следствием указанного изначального просчета.
Update: и это я еще не упомянул - мне совершенно верно напомнили в комментариях - про восстание чернокожих рабов на Сан-Доминго, которое французы так и не смогли подавить, и сопротивление французской власти в Иллирийских провинциях, которые, будучи отторгнуты от Австрии,, в 1809-13 гг. находились в составе Французской империи
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.