Коварное правило "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" впервые встретится ребенку в 3 классе, а потом будет его преследовать несколько лет, вплоть до экзамена.😃 Как же помочь ученику раз и навсегда запомнить материал, чтобы не попадаться в ловушки?🤔
Почему это правило вызывает трудности?
- Если ребенок с ошибками определяет род у существительного, то с мягким знаком после шипящей не разберётся. Например, есть дети, которые не знают, что такое "рожь".
- Проталкивают к ошибке сами шипящие. Прям так и сигналят: "Напиши мягкий знак!".
Правило на карточке
Я показываю все три стороны этого правила на простой и понятной карточке. Обычно я распечатываю её и на занятии прошу ребенка вклеить к себе в словарик.📝
А потом можно произносить слова и просить ребенка распределить их в 2 столбика: с мягким знаком на конце и без. Я ещё предлагаю рисовать гусеницу: закрашивать кружочек красным, если в слове есть мягкий знак, или зелёным, если в слове мягкого знака нет.
Также ученику предлагаю для чтения текст. А потом вместе ищем слова, которые отвечают данному правилу, и поясняем, почему там нужен мягкий знак или не нужен. Вариантов заданий масса.
Но это не будет работать, если ученик по-прежнему путается в определении рода существительных. Чтобы такой проблемы не возникло, стоит ещё до поступления в школу обращать внимание на слова с шипящими. Да и просто к любым существительным подбирать прилагательные. Что можно делать?
Как закрепить понятие рода у малыша?
В период, когда малыш ещё только постигает родной язык и путает слова, не нужно поправлять, делать акцент на ошибках. Лучше избегать таких фраз: "Ты говоришь неправильно", "Нет, это не так", "Надо по-другому произносить". Чтобы ребенок запомнил правильный вариант слова, совсем необязательно сыпать в его адрес замечания.
Можно делать так (и это рекомендуют многие психологи). Например, моя дочка говорит "бабаня" вместо "банан". Как мне ей показать правильный пример? В общении, в ненавязчивой форме.
- Мама, я качу бабаню!
- Алёна, ты банан хочешь?
- Дя.
Или же дочка путает род слова, потому что ей всего 2 года.
- Это красивый книжка.
- Эта книжка красивая? Я рада, что тебе она нравится.
А вот теперь про закрепление понятия рода у ребёнка. Естественно в этом возрасте мы не можем объяснять термины. Всё равно малыш не поймет все это сейчас. Самый оптимальный вариант - показывать картинки и описывать их при помощи других слов.
Вообще при чтении любой сказки можно попросить на иллюстрации найти Колобка, Лису и Волка и подобрать к ним какое-то описание. Так в игровой форме ребенок и будет усваивать, что в русском языке три рода.🤓
Малыши 4+ могут и сами подбирать прилагательные к словам. Достаточно показать жирафа на рисунке и спросить "Жираф какой?". Ребенок ответит: "Высокий". Вот это всё - ступеньки на пути к успешному обучению в школе. И почву для обучения без мучения придется готовить уже в нежном возрасте.🧐
Спасибо, что прочитали статью до конца! Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!♥️
Полезные материалы о развитии детей: