Найти тему
Русский - это просто!

📌Как подружиться с мягким знаком? Для начальной школы📌

Оглавление
Коварное правило "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" впервые встретится ребенку в 3 классе, а потом будет его преследовать несколько лет, вплоть до экзамена.😃 Как же помочь ученику раз и навсегда запомнить материал, чтобы не попадаться в ловушки?🤔
Учимся управлять мягким знаком. Фото из свободных источников Интернета.
Учимся управлять мягким знаком. Фото из свободных источников Интернета.

Почему это правило вызывает трудности?

Мягкий знак - не простачок! Фото из свободных источников Интернета.
Мягкий знак - не простачок! Фото из свободных источников Интернета.

  • Если ребенок с ошибками определяет род у существительного, то с мягким знаком после шипящей не разберётся. Например, есть дети, которые не знают, что такое "рожь".
  • Проталкивают к ошибке сами шипящие. Прям так и сигналят: "Напиши мягкий знак!".

Правило на карточке

Я показываю все три стороны этого правила на простой и понятной карточке. Обычно я распечатываю её и на занятии прошу ребенка вклеить к себе в словарик.📝

Фото автора.
Фото автора.

А потом можно произносить слова и просить ребенка распределить их в 2 столбика: с мягким знаком на конце и без. Я ещё предлагаю рисовать гусеницу: закрашивать кружочек красным, если в слове есть мягкий знак, или зелёным, если в слове мягкого знака нет.

Также ученику предлагаю для чтения текст. А потом вместе ищем слова, которые отвечают данному правилу, и поясняем, почему там нужен мягкий знак или не нужен. Вариантов заданий масса.

Но это не будет работать, если ученик по-прежнему путается в определении рода существительных. Чтобы такой проблемы не возникло, стоит ещё до поступления в школу обращать внимание на слова с шипящими. Да и просто к любым существительным подбирать прилагательные. Что можно делать?

Как закрепить понятие рода у малыша?

В период, когда малыш ещё только постигает родной язык и путает слова, не нужно поправлять, делать акцент на ошибках. Лучше избегать таких фраз: "Ты говоришь неправильно", "Нет, это не так", "Надо по-другому произносить". Чтобы ребенок запомнил правильный вариант слова, совсем необязательно сыпать в его адрес замечания.

Можно делать так (и это рекомендуют многие психологи). Например, моя дочка говорит "бабаня" вместо "банан". Как мне ей показать правильный пример? В общении, в ненавязчивой форме.

- Мама, я качу бабаню!

- Алёна, ты банан хочешь?

- Дя.

Или же дочка путает род слова, потому что ей всего 2 года.

- Это красивый книжка.

- Эта книжка красивая? Я рада, что тебе она нравится.

А вот теперь про закрепление понятия рода у ребёнка. Естественно в этом возрасте мы не можем объяснять термины. Всё равно малыш не поймет все это сейчас. Самый оптимальный вариант - показывать картинки и описывать их при помощи других слов.

Кто сидит на дереве? Грач. А он какой? Большой, чёрный, красивый. Фото из свободных источников Интернета.
Кто сидит на дереве? Грач. А он какой? Большой, чёрный, красивый. Фото из свободных источников Интернета.
Что это такое? Ключ. Он какой? Большой, тяжёлый, жёлтый. Фото из свободных источников Интернета.
Что это такое? Ключ. Он какой? Большой, тяжёлый, жёлтый. Фото из свободных источников Интернета.
Что это растёт около речки? Камыш. Он какой? Высокий, длинный. Фото из свободных источников Интернета.
Что это растёт около речки? Камыш. Он какой? Высокий, длинный. Фото из свободных источников Интернета.
Что это растёт? Рожь. Она высокая, она золотистая, она важная. Фото из свободных источников Интернета.
Что это растёт? Рожь. Она высокая, она золотистая, она важная. Фото из свободных источников Интернета.
Что это такое на кофте? Это брошь. Она красивая, разноцветная, маленькая. Фото из свободных источников Интернета.
Что это такое на кофте? Это брошь. Она красивая, разноцветная, маленькая. Фото из свободных источников Интернета.
Кто это прячется в цветочке? Мышь. Она маленькая, она милая, она быстрая. Фото из свободных источников Интернета.
Кто это прячется в цветочке? Мышь. Она маленькая, она милая, она быстрая. Фото из свободных источников Интернета.

Вообще при чтении любой сказки можно попросить на иллюстрации найти Колобка, Лису и Волка и подобрать к ним какое-то описание. Так в игровой форме ребенок и будет усваивать, что в русском языке три рода.🤓

Малыши 4+ могут и сами подбирать прилагательные к словам. Достаточно показать жирафа на рисунке и спросить "Жираф какой?". Ребенок ответит: "Высокий". Вот это всё - ступеньки на пути к успешному обучению в школе. И почву для обучения без мучения придется готовить уже в нежном возрасте.🧐

Спасибо, что прочитали статью до конца! Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!♥️

Полезные материалы о развитии детей:

Лучшие упражнения на развитие внимания
Лучшие упражнения на развитие памяти. Делайте их и будете лучше и быстрее запоминать!
Проверяемая гласная в корне. Как помочь ребенку не делать ошибки?