Найти тему
сергей пантелеев

История древнего Рима. Вторая пуническая война. Смерть Марцелла.

После битвы у Канузия, результаты которой были, мягко говоря, неоднозначны на головой Марцелла стали сгущаться тучи. Его обвиняли и в поражении первого дня, и, главное, что после этого он с войсками все лето простоял в бездействии в Венузии, в то время как Ганнибал разгуливал про Италии.

Марк Клавдий  Марцелл. Монета времен императора Трояна.
Марк Клавдий Марцелл. Монета времен императора Трояна.

Недовольных возглавлял народный трибун Гай Публиций Бибул, и судя по Бибулу, который был неудачным соперником и всяческим недоброжелателям Цезаря, это семейство было профессиональными недовольными. Он обвинял Марцелла чуть ли не в измене родине и возбуждая народ вызывал в людях ненависть к нему, добивался сложения Марцеллом своих командных полномочий.

Для разрешения конфликта Марцеллу пришлось покинуть армию и прибыть в Рим. Мы ничего не знаем о том как проходил процесс. Даже Ливий, большой любитель реконструкций речей своих героев, обходит молчанием прошедшие дебаты. Известно только что во Фламиниевом цирке собралось множество народу. Но в результате Марцелл не только полностью оправдался, но и был выбран консулом ( в пятый раз) на следующий год.

-2

Коллега Марцела по консулату Тит Квинкций Криспин, по-видимому завидуя успеху Фабия у Тарента. решил взять Локры. Однако Ганнибал одним удачным маневром сорвал его намерения и Криспин вынужден был отступить к Венузии, чтобы соединится с Марцеллом.

Консулы встретились и расположили сои лагеря где то между Венузией и Бантией (точное место не известно). Подошедший Ганнибал расположился напротив. Противников разделял поросший лесом холм...

Марк Клавдий Марцелл принадлежал к той плеяде римских деятелей, которые начинали свою карьеру во время Первой пунической войны. Во время этой войны он, еще очень молодым человеком, воевал в Сицилии. Затем, уже бучи консулом (в первый раз) дрался с галлами, и наконец с Ганнибалом. Вот что о нем писал Плутарх :

"...он был опы­тен в делах вой­ны, кре­пок телом, тяжел на руку и от при­ро­ды воин­ст­вен, но свою неукро­ти­мую гор­ды­ню обна­ру­жи­вал лишь в сра­же­ни­ях, а в осталь­ное вре­мя отли­чал­ся сдер­жан­но­стью и чело­ве­ко­лю­би­ем; гре­че­ское обра­зо­ва­ние и нау­ки он любил настоль­ко, что людей, в них пре­успев­ших, осы­пал поче­стя­ми и похва­ла­ми, но сам, посто­ян­но заня­тый дела­ми, не достиг той сте­пе­ни уче­но­сти, к кото­рой стре­мил­ся."

"Мар­целл был иску­шен во всех видах боя, но в поедин­ках пре­вос­хо­дил само­го себя; не было слу­чая, чтобы он не при­нял вызо­ва, ни чтобы вызвав­ший его вышел из схват­ки живым."

Во время галльской компании Марцелл принял вызов гальского вождя и победил его. Это был один из немногих (кажется третий) случаев в римской истории когда командующий сражался с врагом в поединке. Таков был Марцелл.

Противников разделял поросший лесом холм, который не был занят ни одной стороной. Ганнибал, который до этой поры расходился с Марцеллом в ничью, был осторожен, вероятно он понимал, что объединенными консульскими армиями ему не справится. Что касается Марцелла, то к этому времени, по видимости, победа над Ганнибалом стала для него идеей фикс. Многие историки именно этим объясняют дальнейшие события. Хотя на мой взгляд, ситуацию, как это часто бывает, решил случай.

Холм, между противниками, был никем не занят. Ливий пишет, что это вызвало ропот в рядах римской армии, раздавались призывы перенести лагеря войск на его вершину. Скорее всего это исходило от тех, кого в имперское время называли "прими ординес", т.е. трибуны и центурионы первых центурий когорт. Марцелл решил прежде перевода туда войск лично произвести рекогносцировку и только после этого, дать сигнал на передислокацию. В этом нет ничего необычного, полководцы прошлого и будущего делали это не один раз. Вызывает вопрос только то, что в эту экспедицию отправились оба консула с ликторами. Также в группе был сын Марцелла Марк, ранге трибуна. Отряд состоял из чуть больше чем 200 всадников, все они представляли союзников. Ливий специально подчеркивает, что среди них не было римлян, кроме коыандиров.

А случилось так, что несколько ранее Ганнибал послал с той же целью отряд своих нумидийцев. С вершины холма было хорошо видна, как отряд консулов выходит из лагеря и направляется к холму. Остальное было,как говорится дело техники. Когда римляне вошли в лес в них со всех сторон полетели дротики и стрелы. Нумидийская конница бросилась в атаку. Неожиданность и численный перевес сделали своё дело. Этруски, бывшие в составе римского отряда побежали почти сразу. Криспин был дважды ранен, Марцелл пораженный копьем упал с лошади. После этого остальные, подхватив Криспина также обратились в бегство.

"Ган­ни­бал рав­но­душ­но выслу­шал доне­се­ние, но узнав о смер­ти Мар­цел­ла, сам поспе­шил к месту схват­ки и, стоя над тру­пом, дол­го и при­сталь­но глядел на силь­ное, лад­ное тело уби­то­го; с его губ не сле­те­ло ни еди­но­го сло­ва похваль­бы, лицо не выра­зи­ло и следа радо­сти отто­го, что пал непри­ми­ри­мый и гроз­ный враг, но, дивясь неожи­дан­ной гибе­ли Мар­цел­ла, он толь­ко снял у него с паль­ца коль­цо, а тело при­ка­зал подо­баю­щим обра­зом укра­сить, убрать и со все­ми поче­стя­ми пре­дать сожже­нию, остан­ки же собрать в сереб­ря­ную урну и, воз­ло­жив на нее золо­той венок, отпра­вить сыну покой­но­го."

Плутарх.

"Смерть Марцелла вообще плачевна, но особенно потому, что, вопреки возрасту – ему было за шестьдесят – и большому опыту военачальника, он так неосмотрительно подверг смертельной опасности себя с сотоварищем и почти что все государство"

Тит Ливий.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.