Найти тему

Геннадий Павлишин - феномен мозаичного искусства

Фрагмент панно Г.Д. Павлишина и Н.Г. Павлишиной "Снежный барс", 2001. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.
Фрагмент панно Г.Д. Павлишина и Н.Г. Павлишиной "Снежный барс", 2001. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.

Геннадий Дмитриевич Павлишин (р. 1938) — народный художник РСФСР, лауреат многих российских и международных конкурсов, этнограф, иллюстратор, мозаичист. Художник родившийся на Дальнем Востоке и посвятивший все своё творчество природе и истории своей родины. Его имя известно далеко за пределами Дальневосточного края. В 1975 году Г. Д. Павлишин получил престижный приз «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги, прошедшем в Братиславе в 1975 году. 1977 год — Золотая медаль международной выставки книги в Лейпциге, 1979 год — Государственная премия им. Н. Крупской. В 1993 году он был удостоен звания почетного гражданина города Хабаровска.

Получать профессиональные знания Павлишин отправился во Владивостокское художественное училище. Днем он учился, а вечерами подрабатывал грузчиком. После окончания учебы в 1964 году Павлишин остался во Владивостоке, где в течение 5 лет работал в  Дальневосточном филиале Академии наук СССР. Он часто находился в этнографических и археологических экспедициях, зарисовывал находки и объекты. В его рисунках того времени присутствует точность, отточенная деталировка. Все эти навыки очень помогли Павлишину в дальнейшей работе.

Иллюстрация Г.Д. Павлишина к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки»
Иллюстрация Г.Д. Павлишина к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки»

Работа над иллюстрированием книг шла параллельно. С 1965 года он стал сотрудничать с Хабаровским издательством. Геннадием Дмитриевичем Павлишиным всего было проиллюстрировано более ста книг. Самые известные из них - Д. Нагишкина «Амурские сказки», В. Комарова «Таежные зори», «Поклон тайги», К. П. Арсеньева о жизни Дерсу Узала. Последняя книга вышла в 2006 году в японском издательстве и была высоко оценена японскими ценителями книжной графики.

Иллюстрация Г.Д. Павлишина к нанайским сказкам
Иллюстрация Г.Д. Павлишина к нанайским сказкам

В 70-80-х годах художник много и плодотворно путешествовал по строящейся в те годы Байкало-Амурской магистрали. Результатом его творческих командировок стали сотни рисунков и акварелей, которые вошли в книги «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания».

-4

Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства, во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.

Одна из первых выдающихся работ в этой технике - огромное панно в Хабаровске, в Доме Приёмов. Художник выполнил его в 1979 году вдвоем с помощником - Валерием Рюминым. "Поэма о Приамурье" - так была названа мозаика в Доме Приёмов Хабаровска.

Мозаичное панно Поэма о Приамурье, Г.Д. Павлишин. 1979
Мозаичное панно Поэма о Приамурье, Г.Д. Павлишин. 1979

В дальнейшем мастер использовал различные художественные приемы: работал со смальтой, мозаикой из кабошонов, создавал мозаичные иконы для храмов. Его работы феноменальны и узнаваемы. В любых проектах Г.Д. Павлишин достигал высоких результатов, во многом благодаря своей фантастической работоспособности. Трудиться по шесть дней в неделю, с 9 до 20 часов - не каждый может показать такой результат. По стопам отца пошли и две его дочери - Ирина и Наталья, они талантливые художники и великолепные камнерезы.

Фрагмент мозаики "Цветы и фрукты", Г.Д. и Н.Г. Павлишины. Из собрания музея Флорентийской мозаики им. Б.Ошкукова.
Фрагмент мозаики "Цветы и фрукты", Г.Д. и Н.Г. Павлишины. Из собрания музея Флорентийской мозаики им. Б.Ошкукова.

Борис Ошкуков (1948-2021), художник и коллекционер познакомился Геннадием Павлишиным в 2001 году, он искал настоящего мастера, который бы мог научить его технологии флорентийской мозаики. Именно с этой встречи и началось собирание коллекции флорентийской мозаики современных российских камнерезов. Одна из первых работ была куплена у Павлишина через месяц после знакомства, когда Борис Ошкуков осваивал мозаичные навыки в Хабаровске.

Фрагмент мозаики "Схватка, неясный исход" Г.Д. Павлишин, 2001. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.
Фрагмент мозаики "Схватка, неясный исход" Г.Д. Павлишин, 2001. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.

Мозаики Павлишина стали ядром коллекции, к которой, со временем, стали прирастать работы других авторов. Для музея Флорентийской мозаики, позже были заказаны три больших панно "Времена года" у хабаровского художника-камнереза. Г.Д. Павлишин совместно с дочерью Натальей потратил на них более 10 лет. Сейчас на этот шедевр может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге, на Ждановской, 45.

Мозаичные панно "Времена года", мастерская Г.Д. Павлишина. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.
Мозаичные панно "Времена года", мастерская Г.Д. Павлишина. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.

В музее Флорентийской мозаике находятся 9 работ мастерской Павлишина, и все они находятся в действующей экспозиции.

В каждой работе художника звучит природа Приамурья, о которой Г.Д. Павлишин сумел рассказать с теплотой и любовью в каждой фрагменте.

Фрагмент мозаики "Осень", Г.Д. Павлишин, Н.Г. Павлишина, 2010. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.
Фрагмент мозаики "Осень", Г.Д. Павлишин, Н.Г. Павлишина, 2010. Из коллекции музея Флорентийской мозаики им. Б. Ошкукова, СПб.

По мозаикам художника можно запросто изучать природу края, поскольку любая деталь произведения отличается законченностью и точностью.

Не смотря свой почтенный возраст Г.Д. Павлишин продолжает работать и радовать почитателей своего таланта.