Найти тему
между прошлым и будущим

Семейная история о пожарах, стихах и сказках

Мой дед
Мой дед

Я уже рассказывала о фронтовой дружбе моего деда — Льва Ивановича Черненькова — и Сергея Ивановича Кузнецова и о двух сказках, которые тот сочинил. Одну во время войны о Морозе-партизане, а другую уже в мирное время об искусственной елке.

У друзей было много общего, но и различия тоже были. Почти ровесники — дед с 1906 года, а Сергей Кузнецов с 1908. Оба уроженцы Волги. Оба были совершенно равнодушны к материальным ценностям. Оба были награждены орденами Красной Звезды. У обоих были рабочие специальности, и оба работали журналистами. Вот только дед родился в городе, а его друг был сыном крестьянина. Деда не интересовали награды, а С. Кузнецов очень даже любил их получать. А еще Сергей Кузнецов писал стихи, а мой дед прозу.

Надо сказать, Сергей Кузнецов буквально разговаривал, дышал стихами. Написать письмо в стихах было для него обычным делом. Но из писем хорошо видно, что при всей схожести друзья были очень разными.

Дед всегда занимал активную жизненную позицию, а вот Кузнецов был человеком довольно осторожным. Это они и обсуждали в одном из писем.

А вот в чем было дело. Лето 1972 года было очень жарким, так что вскоре начались пожары, в том числе и в Горьковской области. А в это время дед, как всегда летом, находился с семьей на даче в д. Взвоз Семеновского района Горьковской области (ниже как раз фото деревни на реке Керженец, но с противоположной стороны от нашей дачи). Так как пожар подступал к деревне, то еще до подъезда пожарных дед организовал сначала патрулирование подступов, а потом и тушение пожара силами дачников. А вот постоянные жители деревни устроили крестный ход.

-2

Об этом дед рассказал в письме другу, и получил ответ — 19 ноября 1972 года. Письмо начиналось стихами — а вы как думали!

Здравствуй, бравый Левушка,

Буйная головушка!

Здравствуйте и Лиечка,

Левушкина милочка.

Юльке, Кильке, юной внучке

С удовольствием жму ручки,

И еще целую глазки,

Что читали мои сказки.

Ножку Кильки с уваженьем

Поздравляю… с растяженьем!

Героического счастья

Всей твоей пожарной части,

Лева, т.е. всей семье,

Как писал ты мне в письме.

Мы с женой читали вместе.

Восхищались: — Ты — герой!

Ты, конечно, был брандмейстер,

Несмотря на возраст твой.

<...>

Так привет тебе, ударник,

Славный горьковский пожарник!

Не забудет город Горький

Как ты дым глотал там горький,

И как в речку ты упал,

Не простыл и не чихал!

Слава Богу, старый гриб,

Что ты сам-то не погиб.

Это — явная удача.

Все же… вспомнил ты о «даче»…

Походил бы, друг ты мой,

Вокруг «дачки» с Купиной*.

Не кидался бы ты в битву,

А ходил, читал молитву:

«Мати-Богородица,

Матка-огородница,

Ты спаси нас от огня —

Дачу, жинку и меня,

Освяти мое ведро,

Сохрани мое добро…»

И всю ночку у ведра

Просидел бы у добра.

Иль с ведром забрался выше,

Просидел всю ночь на крыше.

Но, Лявонтий, мы — солдаты

И сподручней нам лопаты.

Мы в огне похлеще были,

Не такой пожар тушили…

Дед удивлялся, почему местные жители не шли тушить пожар, а вот Кузнецов писал, что понимает их. Заботиться о безопасности — это ж свойственно человеку...

А еще Сергей Кузнецов обещал сочинить сказку и для меня — «Капелька-волжанка» — о круговороте воды в природе. Сочинил же он в 1943 году сказку для моей будущей мамы и ее сестер, вот и мне нужна своя сказка. Правда, ее я так и не дождалась. Хотя в том же письме 1972 года Кузнецов писал, что работа идет:

Внучке твоей как только напишу сказку о «Капельке-волжанке» (она уже пишется), то я пришлю ее с автографом. Правда, дело это не скорое, однако обещание есть обещание и его ждут не менее трех лет…

Правда, этих трех лет у Сергея Кузнецова как раз и не было. Он был очень больным человеком, ему отказывали ноги, и он был вынужден пересесть в коляску. Но и над этим шутил в письмах: «В коляске-кресле, как на троне. Готов к труду и обороне!». В конце концов, ему ампутировали обе ноги, много времени он проводил в госпиталях.

Да и прожил Сергей Кузнецов мало — всего 66 лет. Он так и не успел закончить обещанную мне сказку. Не успел и дописать поэму о Пугачеве. В 1974 году его не стало.

Но остались книги. Осталась память.

А дед умер в 1990-м.

_______________________________

* Имеется в виду икона «Неопалимая купина», перед которой молятся во избавление от пожаров.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки