Найти тему
Олег Иванец

Самарские истории. Генерал Большаков

Большаков Владимир Юрьевич родился в Куйбышеве 05 июня 1946 года.

В 1963 году окончил куйбышевскую среднюю школу №6 (на два класса младше учился Виктор Тархов).  После школы сразу поступил в Казанский государственный университет на отделение журналистики филологического факультета, который успешно закончил в 1967 году. В 1967 году начинает работать журналистом в Тольятти.  Начинал в газете "За коммунизм" и "Советская Россия" на стройках ВАЗ. Изучает иностранные языки (английский, итальянский), пишет стихи. Иногда печатался под псевдонимом Солнцев.
В 1970 году пригласили на службу в тольяттинский Отдел УКГБ СССР по Куйбышевской области. Начинал лейтенантом на должности оперуполномоченного.  Работал по направлению 5 линии. Неоднократно выезжал в зарубежные командировки (как корреспондент). В 1987 году назначается начальником отдела (контрразведка). Награжден Орденом Красной Звезды и медалью За безупречную службу 1 степени. Через какое то время переведен в УКГБ по Владимирской области.
С октября 1991 по апрель 1995 года- начальник УФСК по Самарской области. Генерал-майор.

С 1995 года- замначальника ФСБ РФ, начальник инспекторского управления ФСБ РФ.  Генерал-лейтенант.

Генерал-лейтенант Большаков Владимир Юрьевич умер 11 апреля 2018 года после тяжелой продолжительной болезни.

Из воспоминаний подполковника госбезопасности Анатолия Недельского:
- События августа 1991 года... На место А. Егорова вскоре был назначен новый начальник Управления Владимир Юрьевич Большаков. Для нас это был человек не новый, мы хорошо знали его по Тольятти. Там он начинал свою оперативную деятельность и прошел все ступеньки служебной лестницы от оперработника до начальника отдела госбезопасности по городу и порту Тольятти, от лейтенанта до полковника.
События в стране развивались стремительно, все были на нервах, в любой момент можно было ожидать любого развития событий. Ситуация, мягко говоря, была предреволюционная. В те годы суточное дежурство по управлению осуществлялось двумя сотрудниками: ответственным дежурным назначался старший офицер, а его помощником - младший. Это позже были назначены постоянные дежурные, с которыми в паре ставили оперативного работника. На дежурство мы попадали, как правило, раз в один-два месяца, и это никак не сказывалось на нашей основной оперативной работе. Точно не помню дату, когда ко мне подошел оперработник Александр Афанасьев и попросил, ссылаясь на семейные обстоятельства, выйти за него на дежурство с пятницы на субботу. В свою очередь он обещал подменить меня в любой другой день. Я согласился и в пятницу с 9.00 заступил на дежурство в паре со старшим лейтенантом А. Кузнецовым.
День прошел как обычно, чувствовалась тревожная обстановка, мы постоянно слушали радио и следили за развитием ситуации в стране.
Вот и в тот день, где-то в 21.00, дежурный Отдела правительственной связи доложил мне шифротелеграмму из Москвы, адресованную лично начальнику Управления. В ней было сказано, что в связи со сложной оперативной обстановкой в стране суббота объявляется рабочим днем для всех территориальных подразделений органов госбезопасности. Согласно инструкции, я тут же на дежурной машине выехал домой к В. Ю. Большакову и доложил ему о полученной телеграмме. Он расписался на ней и дал мне указание оповестить личный состав Управления о том, что суббота является рабочим днем.
Честно говоря, я плохо представлял как я могу это сделать. В то время еще не было мобильных телефонов, а оперативно осуществить вызов всего личного состава можно было только с помощью стойки центрального вызова СЦВ, задействовать которую можно только по приказу начальника Управления. Такого указания от него я не получил, а сделать это сам я не имел права. Может быть, сказалась усталость и напряжение, но В. Большаков мне такого распоряжения не дал.
Приказ есть приказ, я вернулся в Управление и поручил А. Кузнецову обзванивать начальников горрайорганов, а сам стал звонить по городским телефонам начальникам отделов. Мне удалось дозвониться только до двух или трех начальников отделов. Многих не было дома, отвечали их жены или дети. Тогда я стал звонить начальникам отделений в расчете на то, что они в свою очередь оповестят своих подчиненных. Все что было возможно, мы сделали. Звонили где-то до 2 часов ночи. Утром в 9.00, я пошел сдавать дежурство, зашел к начальнику Управления и доложил, что дежурство прошло без происшествий. В. Ю. Большаков расписался в журнале, я пошел к себе в кабинет переодеваться. И тут раздался звонок оперативной связи - звонил Владимир Юрьевич и просил меня зайти к нему. Зашел я в его кабинет, где уже сидели три начальника отделов, из которых сейчас помню только Н.Н. Клиентова. И сразу мне с порога: «Товарищ подполковник, вы зачем мне врете? Вы почему не оповестили личный состав по сути полученного приказа? Вы будете наказаны и наказаны строго! Идите и пишите рапорт со своими объяснениями».
Я пытался сказать, что не вру и что нами были приняты все меры, чтобы оповестить сотрудников, нужно разбираться не с дежурными, а с начальниками отделов и отделений, которых не было дома и которые не оставили координатов своего нахождения в журнале у дежурного. Я бы считал целесообразным в этой ситуации оповестить сотрудников с помощью стойки СЦВ, однако, такими полномочиями не располагал и такого указания не получал.
Начальник управления не стал слушать моих объяснений и отправил меня писать рапорт. Спустя часа два, когда рапорт был готов, я позвонил В.Ю.Большакову и попросил у него разрешения зайти к нему не как к начальнику, а как офицер к офицеру. Получив согласие, я отправился к нему в кабинет. Он был один, видимо, уже успокоился и предложил мне присесть в кресло. Я передал ему свой рапорт и еще раз доложил о ситуации с телеграммой. И тут произошло чудо! После этой встречи мое уважение к В.Ю.Большакову стало еще больше. Он разговаривал со мной не как начальник с подчиненным, а как товарищ: извинился передо мной, признал свою неправоту, заметил, что ситуация не простая, что все сидят, как на горячей сковородке. Хорошо, что суббота прошла спокойно, а иначе полетели бы головы. Но слово не воробей, как говорится: в присутствии трех начальников отделов меня пообещали наказать, и решение это отменить было уже нельзя. В результате мне был объявлен строгий выговор, я на 50% лишился тринадцатой зарплаты. Большаков еще потом пошутил, мол, скажи спасибо что сейчас не 37-й год. А рапорт оказался уже не нужен, потому как руководство приняло мои объяснения. Потом генерал достал из стола бутылку коньяка и нарезанный ломтиками лимон, налил нам по рюмочке и сказал: «Извини, если я был не прав». На этом и расстались. Вот таким был В.Ю. Большаков.
Выговор я все же получил, но его через полгода сняли, а вся эта история забылась.
А с Владимиром Юрьевичем мы в тот раз просто обменялись мнениями, как в одном анекдоте. Что такое обмен мнениями? Это когда входишь к начальнику со своим мнением, а выходишь с его...

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

-18

-19
-20
-21

-22
-23
-24
-25
-26
Владимир Большаков в нижнем ряду второй слева
Владимир Большаков в нижнем ряду второй слева
Владимир Большаков по центру
Владимир Большаков по центру
-29
-30
-31
-32
-33
-34
Владимир Большаков крайний слева
Владимир Большаков крайний слева
-36
-37
-38

Неофициальная информация:

- во время работы в Самарской области благоволил к структурам СОК и Ю.Качмазову

- имел натянутые отношения с структурами ВПГ и В.Аветисяном

- благоволил к расследовательской журналистике (Будни, ТО, Площадь С)

- “Площадь Свободы” от 14.05.98 г. :

"Пропал без вести лейтенант налоговой полиции Федор Большаков. На первомайские праздники он вместе со своим товарищем Виктором Щеголевым отправился в “Жигулевскую кругосветку”.
Их байдарка потерялась возле Винновки, где полузатопленный остров рассекает течение. Словом, место бурливое, к тому же четвертого мая ветер бил в лицо, что затрудняло прохождение по маршруту. Но надо отметить, что Щеголев — турист с большим стажем, да и у Большакова это была не первая “кругосветка”.
Несмотря на интенсивные поиски, ни экипаж, ни байдарку найти до сих пор не удалось. Обнаружена лишь часть вещей, застрявших в затопленных ветках.
Федор — сын генерала ФСБ Владимира Большакова"

- 30 августа 2011 года в Суздале жестоко убит Александр Большаков, бывший вице-президент самарской финансово-промышленной группы СОК, заместитель губернатора Ульяновской области и экс-глава администрации президента Южной Осетии. "Убийство Большакова стало вызовом спецслужбам — его родственник Владимир Большаков — бывший заместитель директора ФСБ России" (двоюродный брат)

-39

Источники: