Рассматриваемый автомобиль является одним из мировых автомобильных рекордсменов. Первый автомобиль с таким названием сошел с конвейера 39 лет назад — в 1983 году.
Учитывая галопирующую технику и смену модных тенденций, даже самые лучшие разработки вынуждены уходить с автомобильной сцены через пять-десять лет. К сожалению, таковы жесткие законы рынка. Оказывается, везде есть исключения, которые издеваются над установленными стандартами и не имеют общепринятых правил. К этим исключениям, несомненно, относился один из величайших хитов Fiat - модель Uno.
Последние новенькие экземпляры этой модели можно было купить в 2003 году. Конечно, машины в начале и конце производства технически разные, но концепция оставалась прежней. Стилистически пяти-, десяти- или пятнадцатилетние мало чем отличаются друг от друга. За прошедшие годы было сделано несколько фейслифтингов, но можно смело сказать, что снаружи эти изменения были очень деликатными. Единственную «жирную» трансформацию машина претерпела с приходом девяностых. Именно тогда (1989 год) была переработана передняя часть кузова, придавшая автомобилю более динамичный вид. При этом приборную панель основательно модернизировали, отказавшись от угловатых (но интересных) форм в пользу продолговатых, более соответствующих современным стандартам.
Автомобиль даже по нынешним меркам предлагает достойные условия для поездок. Кузов коробчатой формы позволил создать много места для пассажиров. В этом отношении Uno не уступает даже большинству современных моделей. Хотя по своей природе городской автомобиль редко перевозит больше двух человек, в наших условиях, когда автомобиль часто играет роль семейного автомобиля, просторный салон является несомненным преимуществом. Багажник имеет низкий погрузочный борт, регулируется и для своего класса очень вместителен (объем 270 литров).
Водитель, если закроет глаза на некоторые недостатки, не будет слишком жаловаться. Сильно остекленный кузов с угловатыми формами обеспечивает почти образцовую обзорность, что в сочетании с очень легкой системой рулевого управления (помощь здесь совершенно не нужна) и малым радиусом разворота (9,4 м) позволяет чрезвычайно легко маневрировать автомобилем на многолюдных городских парковках. С другой стороны, плохие отзывы собирают маленькие наружные зеркала заднего вида, которые вдобавок характеризуются достаточно большой «слепой зоной». Некоторые элементы также требуют привыкания. Коробка передач неточная и часто резкая. К другим недостаткам относятся слишком маленькие кнопки и ручки (особенно те, что используются для открывания дефлекторов) и очень опрометчиво расположенный рычаг поворотников (слишком короткий и слишком близкий к рулю), к работе которого нужно привыкнуть.
Поведение автомобиля на дороге не отличается от других моделей этого сегмента. Автомобиль обеспечивает относительно высокую комфортность подвески (стойки McPherson спереди и торсионная балка сзади), что, однако, немного отражается на тяговых свойствах. Если вы любите быструю езду по крутым поворотам, то Uno лучше не искать. Рулевое управление тогда окажется неточным и кузов будет сильно наклоняться в стороны. Средние тормоза тоже не радуют спортивной ездой, но тем не менее при «гражданской», городской езде на легковом автомобиле вполне эффективны.
В салоне конечно можно указать на некачественный, плохо подогнанный пластик или «тряпочную» обивку, но в этой ценовой категории на такие мелочи мало кто обращает внимание.
Множество силовых агрегатов, используемых в Uno, может стать головной болью. Мелким доработкам не было отбоя, поэтому практически каждый год характеристики отдельных моторов немного менялись. Автомобили оснащались двигателями объемом от 899 куб.см до 1714 куб.см (дизель) и мощностью от вялых 39 л.с., до злобных 118 л.с. в версии 1.4 TURBO. Даже последняя, топовая версия, имела два варианта двигателей объемом 1301 куб.см (100 л.с.), устанавливаемых до 1991 года, и вышеупомянутый 1371 куб.см мощностью 118 л.с., использовавшийся в 91-94 годах (0-100 км/ч за 8,5 секунды!).
Однако большинство автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране, имеют под капотом гораздо более скромный табун лошадей. Наиболее распространенными Uno являются двигатели серии FIRE объемом 1,0 л (45 л.с.), 1,1 л (52-56 л.с.), а также двигатель 1,4 л от TIPO около 70 л.с. В заключительный период производства также были популярны агрегаты объемом 994 куб.см (версия 48 л.с. CLIP) и 899 куб.см (версия 39 л.с.).
Вопреки внешнему виду, большинство этих моделей «Фиат» пользуются исключительно хорошей репутацией. Даже самые маленькие (за исключением 899 куб.см - 39 л.с.) обеспечивают автомобилю достойные характеристики (0-100 км/ч примерно за 17 секунд), при этом довольствуясь в среднем около 6,5 литров бензина/100 км. Те, кто ожидает лучшей динамики, должны искать автомобиль с двигателем 1,4 (69 л.с.), который сжигает немного больше, но предлагает разгон до 100 менее чем за 13 секунд.
Многие задаются вопросом, является ли выбор старого Uno хорошим решением? Здравый смысл подсказывает, что может быть и так. Автомобиль дешевый в покупке, вместительный и экономичный, а несложная техническая суть и небольшой объем двигателя еще больше снижают эксплуатационные расходы. При покупке следует обратить пристальное внимание на состояние кузова автомобиля, так как он быстро поддается ржавчине. Нижние кромки дверей, колесные арки и всевозможные крепления бампера и т. д. обычно окрашиваются в рыжий цвет.
Коррозия также часто возникает вокруг амортизаторов и в местах соединений кузова (например, переднего бампера). Кроме того, Uno имеет репутацию довольно прочного автомобиля. Помимо обычных утечек из силовых агрегатов, серьезные механические неисправности (например, отказ водяного насоса) встречаются редко и для устранения не требуют глубоких карманов. Стандартно в наших условиях наибольшей неисправностью отличается подвеска. Например, не очень популярны «слабенькие» амортизаторы и всевозможные метало-резиновые элементы. Также придется смириться с мелкими, но неприятными неисправностями, такими как: поломки ручника и крышки бензобака (часто замерзающей зимой), дефекты форсунок, термостатов, реле и т. д...
Подводя итог, несмотря на преклонный возраст конструкции, Uno остается интересным и крайне недорогим предложением для тех, кто ищет небольшой автомобиль, дешевый в эксплуатации. Машина проста в управлении, экономична и относительно вместительна. Он до сих пор прекрасно выполняет роль «второго» автомобиля в семье, мужественно перенося тяготы повседневной городской «пахоты». Хотя надежность не является его сильной стороной, большинство неисправностей можно устранить с помощью так называемых «домашних методов». Поскольку рыночные цены на эти древние автомобили не заоблачные, вы очень мало рискуете. Даже если у вас будет серьезная поломка, вы обойдетесь без кредита. Остерегайтесь прошлого автомобиля, эти машины нравились автошколам.