Многие слышали о том, что больше всего ценятся именно бирманские рубины и бразильские турмалины Параиба. Правда ли они лучшие в мире? И как обстоит ситуация с другими камнями? Разбираемся вместе с нашим геммологом.
Фактор месторождения может влиять на ценообразование самоцветов, но это вовсе не означает, что качество камней с известным происхождением – непременно лучшее в мире.
Бирманские рубины действительно в основном стоят больше других. Спрос на камни насыщенного красного оттенка «голубиная кровь» из Мьянмы (бывшей Бирмы) по-прежнему высок. Объясняется это не только чистотой и цветом, но и флером легендарности вокруг этих корундов. Бирманские рубины славятся настолько, что одинаковый по характеристикам камень из Мозамбика может стоить в 10 раз меньше. Камни прекрасного качества и высокой стоимости добывают и в других местах – например, в Африке, Вьетнаме, Таджикистане.
Турмалины практически всех оттенков высокого качества добывают в Бразилии, что влияет на их стоимость. Также ценятся камни из Африки, Пакистана и Афганистана. Знаменитые турмалины Параиба впервые были обнаружены в бразильском штате, что отражено в их названии. Позднее были открыты месторождения в других странах, но больше всего ценятся именно бразильские камни за их интенсивный цвет. Впрочем, у Нигерии и Мозамбика есть потенциал для роста стоимости.
Кашмирские сапфиры столь же легендарны, как и бирманские рубины. Камни добывали в области на полуострове Индостан, пока месторождение не было исчерпано. Стоимость кашмирского сапфира может достигать 140 000 долларов за карат. Также востребованы экземпляры из Мьянмы. Эфиопские, мадагаскарские и нигерийские стоят дешевле, хотя и среди них встречается много превосходных дорогих самоцветов.
Изумруды из Колумбии составляют большую часть мирового объема добычи. Камни невероятных зеленых оттенков поставляют из южноамериканской страны с давних времен, также здесь находят их редкую разновидность – трапиче. Колумбийские изумруды очень ценятся, хотя страна происхождения – вовсе не гарантия качества. Высоко стоят экземпляры из месторождений Урала, Афганистана и Пакистана.
Австралийские опалы в основном обходят в цене своих конкурентов из других стран. Множество разновидностей этих камней находят в Мексике, США, Бразилии, России, Эфиопии и так далее, но именно на Австралию приходится основная часть всей добычи. Здесь располагается целый подземный город, прозванный мировой столицей опалов, – Кубер-Педи.
Аметисты из Бразилии и африканских стран считаются одними из лучших, а в XVIII-XIX веках велась охота за уральскими самоцветами превосходного качества. В наше время идеальный оттенок аметистов называют «Deep Siberian» или «Deep Russian».
Шпинель поставляют в большом объеме с островов Шри-Ланка и Борнео. Однако очень ценны камни из Мьянмы, Танзании и Вьетнама. Зачастую шпинель и рубины добывают вместе. В прошлом из-за внешней схожести красных драгоценных камней их принимали за один вид. Одни из самых известных представителей шпинели – «Рубин Черного принца» в Короне Британской империи и шпинель Спафария, украшающая Большую императорскую корону.
Александрит впервые был найден в России, и по сей день камни из уральских месторождений высоко ценятся. Объемы добычи в нашей стране невелики по сравнению с показателями других поставщиков. Большая стоимость у александритов из Бразилии, Индии и Шри-Ланки.
Алмазы абсолютно любого качества добываются как в Африке, так и в России. Стоимость бесцветных бриллиантов не зависит от места добычи, если только речь не идет о камнях из месторождений, которые уже не функционируют. При этом Россия – лидер мирового алмазного рынка.
Стоит помнить, что месторождение не гарантирует красоту и качество. Каждый камень уникален и требует соответствующего подхода.