Дорогие читатели, здравствуйте! Хочу неожиданно задать вам странный вопрос: вот вы зачем в театр ходите? Предвижу недоумение и ответ – «конечно же для того, чтобы посмотреть спектакль!». И будете абсолютно правы. Но не совсем...
Оказывается, как показывает практика, посетив театр, можно получить множество и других необычных впечатлений, новых знаний, ярких эмоций.
Именно так недавно и произошло, когда вместе с моей доброй знакомой – Театральным блогером Ириной Красильниковой, по доставшемуся ей приглашению, мы пошли в Малый театр. Какая удача, скажете вы, и снова будете правы!
Однако удача была не только именно в том, что удалось по бесплатному журналистскому приглашению попасть в один из самых крутых и известных театров России, но и в том, что в этот день, в рамках завершения своих гастролей по стране, на исторической сцене Малого Театра в Москве показывал свой спектакль «Король Лир» Саха академический театр имени П.А.Ойунского.
Это был уже второй спектакль, которым радовали якутские актеры столичных зрителей. Днем ранее, здесь же показывали спектакль «Алитет уходит в горы», рассказывающий о проблемах Арктики, о жизни и традициях коренных малочисленных народов Севера. И вот теперь - "Король Лир".
Надо сказать, что якутские гости очень постарались произвести впечатление на москвичей еще задолго до самого спектакля.
Так, в фойе театра, около гардероба, гостей встречали улыбчивые якутские юноши и девушки, облаченные в традиционные народные костюмы. Они стояли в ряд, создавая своеобразный красочный «коридорчик» для входящих, уже с самого начала своим очень теплым и радушным приемом, несмотря на якутские холода 😊, растопив сердца своих будущих зрителей.
Улыбчивые и гостеприимные якуты и якутяночки в фойе Малого театра.
Такие же нарядные якуты и якутяночки стояли и на парадных лестницах театра, по краям ковровых дорожек, по которым надо подниматься в зал. Это была так экзотично, ярко и запоминающе, что я не могла оторваться от смартфона – делать фото хотелось бесконечно!
И на лестницах театра, ведущих в зал.
Далее нас ожидал еще один необычный момент: спектакль должен был идти на языке саха. Поэтому всем русскоязычным зрителям перед просмотром выдавали маленькие черненькие приборчики – для синхронного перевода. Такого необычного спектакля в моей жизни еще не было!
Зал в ожидании спектакля...
Ну а далее началось само действо. Как становится ясно из названия - "Король Лир" - спектакль по знаменитому произведению Уильяма Шекспира. Однако эта постановка знаменита уже сама по себе. Её автор – художественный руководитель Саха академического театра имени П.А.Ойунского, народный артист России, Государственный советник Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов.
В нынешнем году спектакль отметил свой четвертьвековой юбилей, а 20 лет назад был номинирован на главную российскую театральную премию «Золотая маска». Тогда же постановке была присуждена Государственная премия Российской Федерации.
Действие трагедии по произведению классика разворачивается в Британии. Имеющий неограниченную власть Король Лир, осознавая свое превосходство над окружающими, уверен, что царская сила велика и безгранична, а влияние его как отца на своих трех дочерей - вечно. Однако даже ему пришла пора задуматься о своей старости и решить вопрос о замужестве дочерей: Гонерильи, Реганы и Корделии. В ходе постановки зрители могли наблюдать то, какие душевные страдания испытывает главный герой, постепенно теряя разум. А рядом с ним остается только шут.
Сцены из спектакля.
Несмотря на классическую основу, спектакль, естественно, содержал элементы (и не только) современности, а также был пропитан якутским колоритом.
Это и герои, выходившие на сцену в национальной одежде, в шинелях времен ВОВ, или вообще в современных офисных костюмах и платьях. Это и современные декорации – вернее, в основном, одна самая главная декорация, - металлическая конструкция с лестницами на колесах. В ходе спектакля эта конструкция перемещалась по сцене, представляя зрителям то или иное пространство по ходу действия – залы дворцов, убежище Лира. Это и обычные автомобильные покрышки, которые в спектакле были то горящим "костром", то пригорком, на который садились герои. А обычные шесты на веревках оказались качелям Шута.
Современные элементы в постановке.
С помощью таких простых и одновременно ярких выразительных средств режиссеру и актерам удалось проиграть и показать множество сцен и событий, включая ключевые для произведения классика. Это и попавший в бурю Лир, и сцена смерти Лира и Корделии.
Ключевые сцены спектакля.
Что хотел таким образом показать режиссер? Однозначно - связь времен и поколений. К такому выводу мы пришли вместе с моей напарницей. И связь времен через само произведение Шекспира, и связь времен - через проблемы взаимоотношений отцов и детей, которые существуют во все времена.
Однако с завершением спектакля яркое красочное шоу на сцене Малого театра не закончилось. После традиционного поклона артистов на сцену вышел Народный артист России, Лауреат Государственных премий СССР, России и Якутии, художественный руководитель Саха Театра Андрей Борисов. И далее всем присутствующим посчастливилось наблюдать необычный и трогательный «ритуал». Нет, якутские шаманы здесь оказались ни при чем.
Это своеобразный «ритуал» передачи главной роли Короля Лира ее первым и бессменным исполнителем на протяжении 25 лет, народным артистом РС(Я), заслуженным артистом России Ефимом Степановым молодому актёру Руслану Тараховскому. Также «молодому Лиру» досталась и знаменитая сценическая корона Короля.
Видео-поклон артистов и "ритуал" передачи короны и связи поколений.
После оваций и восторженных возгласов зрителей, на сцену вышла представитель Малого театра, которая получила из рук худрука Саха Театра памятные подарки.
Именно так – ярко и торжественно завершилось это памятное для всех мероприятие на сцене Государственного Академического Малого театра.
Именно так завершили свой гастрольный тур по нашей стране артисты из Республики Саха (Якутия). Он был приурочен к 100-летию образования Якутской АССР.
В 2022 году - столетие Якутской АССР.
Справедливости ради надо добавить, что даже эти необычные впечатления для нас с Ириной в тот день были не единственными.
В антракте мы еще успели посетить мини-выставку, посвященную истории Малого Театра, изучить репертуар Саха Театра, который был размещен на специальных афишах - пирамидках, расставленных по всему фойе второго этажа. А еще - сфотографировались с манекенами в национальной якутской одежде!
Мини-выставка, посвященная истории Малого Театра.
Репертуар Саха Театра, замещенный на расставленных в фойе пирамидках.
И манекены в национальных якутских нарядах.
Вот такой фейерверк из событий, впечатлений и эмоций получился в результате всего лишь одного похода в театр!
P.S. Все фото и видео в данном материале - автора. В этот раз прошу прощения у читателей за не самые качественные фото со спектакля. В Малом Театре, как почти во всех театрах, запрещена фото и видео-съемка во время представления. Поэтому снимать в это раз приходилось тайно.
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал, ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера", чтобы не пропустить новые интересные публикации!
#сахатеатр, корольлир, малыйтеатр, москва
А еще можно почитать другие отзывы, написанные мною после посещения разных спектаклей.
«Лекарь поневоле» от Коляды: Мольер «отдыхает», зрители обсуждают
«Гамлет in Moscow» в Театре на Малой Бронной. Шекспир ли это после Константина Богомолова?
«Волшебная гора» Константина Богомолова: почему захотелось продезинфицироваться.
"Ночь в музее" и Театр "У камина". Где "погреться" в холодной Москве?
Почему спектакль «Урок дочкам» - это урок всем нам?
"Лёля и Минька одни дома". Что из этого вышло? Показывают актёры театра "PROзрение"
«Пустыня» в большом городе: зарисовка об ожидании от театра «PROзрение»
«Владимир III степени» - неожиданная версия пьесы Гоголя на сцене Центрального Дома актера.