Найти в Дзене
Integrus. it-решения

Безопасность, вентиляция, кондиционирование — как мы делали ремонт серверного помещения

Оглавление

Отсутствие логики подключения, неупорядоченные провода, хаотично висящие «косы», шатающаяся стойка, лежащий на полу сервер – такую картину можно встретить в серверных самых разных компаний. Чаще всего это временные «решения», превратившиеся в постоянные. Они не только нарушают эстетику помещения и усложняют обслуживание оборудования, но и влияют на безопасность и устойчивость IT-инфраструктуры. Серверы не всегда падают из-за DDoS-атак и проблем с железом – в некоторых случаях причина выхода из строя банальна: забитые пылью системы охлаждения, короткое замыкание запылившегося блока питания.

Именно в таком запущенном состоянии находилась серверная одного из наших клиентов. Крупная производственная компания росла и расширялась, а вот комнату для серверного оборудования строили с подходом маленькой компании. Когда она приобрела совсем плачевный вид, обратились к нам.

Серверная – сердце кабельной сети, от порядка здесь напрямую зависит работоспособность IT-инфраструктуры предприятия. Не зря существуют технические требования ГОСТов к организации серверных комнат и противопожарные нормы, которым должны соответствовать такие помещения. У нашего заказчика «сердце» требовало срочной профессиональной помощи. Нам предстояло навести порядок и выполнить ряд дополнительных работ, напрямую не связанных с СКС, но очень важных для поддержания бизнес-процессов.

-2

Что дает правильная организация серверной:

  • обеспечивает легкий доступ к нужным кабелям и упрощает эксплуатацию кабельных сетей и серверов;
  • позволяет оперативно подключить новое рабочее место или устройство;
  • повышает безопасность, снижая риск выхода оборудования из строя;
  • позволяет компактно разместить все провода и устройства;
  • не допускает перегрева оборудования;
  • придает эстетичный внешний вид стойке и помещению в целом.

Главная проблема при реализации проекта

Задач было много, а оборудование на действующем производстве отключать нельзя. Поэтому все монтажные работы разбили на блоки и выполняли поэтапно, в заранее согласованное время в периоды наименьшей загрузки предприятия.

Монтажные работы в серверной без остановки производства

Выехали на объект для предварительного осмотра и оценки текущего состояния СКС. Серверной занимались разные подрядные организации, докупка сетевого оборудования не была систематической и структурированной, все закупалось по мере необходимости. Поэтому выглядела комната живописно:

  • органайзеры разношерстные;
  • крепления тоже пестрят разнообразием, где-то вообще отсутствуют;
  • у некоторых устройств нет «ушей», салазок, полок;
  • висит неопрятная «борода» из патч-кордов;
  • свитчи, патч-панели, органайзеры расположены хаотично, и все вместе смотрится некрасиво.
-3

Что-то просто лежит на картонных коробках, чтобы обеспечить хотя бы минимальный воздухообмен между устройствами. Для одного сервера вообще не нашлось места в стойке, и его положили рядом.

По результатам осмотра составили список оборудования и комплектующих, которые необходимы для наведения в серверной порядка. Требовалось докупить: телекоммуникационный шкаф большего размера по сравнению со старым, недостающие полки, направляющие, «уши», болты для крепежа. Шкаф выбрали качественный, современный, с вентиляцией – заказывали у вендора из Москвы.

Как только все это было куплено и доставлено на объект, согласовали выезд на выходные, когда можно полностью отключить всю инфраструктуру, и приступили к работам.

Заранее предупредили производство о планируемых мероприятиях, чтобы сотрудники скопировали все необходимые документы на локальные ПК и могли продолжать работать без остановки на время работ в серверной.

Первый этап: монтаж серверного оборудования, кроссировка

-4

Начали с установки нового шкафа, старый – продали, выручив за него небольшую сумму и немного сократив расходы заказчика на модернизацию серверной.

Затем сделали прозвонку всех линий – важно было понять, что куда идет и как скоммутировано. Чтобы при подключении не возникло проблем, зафиксировали результаты в документе.

Оказалось, что из 150 линий около 70 – чужие, заглушенные и приходятся на старые розетки. Прозвонили эти розетки, нашли запасные действующие линии, промаркировали. Отсортировали лишние, заглушили и убрали под потолок, избавившись таким образом от объемных, никуда не идущих кос.

-5

Приступили к расключению патч-панелей.

-6

У заказчика свитчи располагались рядом друг с другом. Поначалу мы планировали оставить все как есть, но в процессе пришли к выводу, что надо сделать более эстетично и правильно с точки зрения удобства эксплуатации. В итоге установили сетевые коммутаторы так, чтобы можно было подключать новые розетки без протягивания кабеля через половину стойки.

-7

Пока завершался процесс расключения патч-панелей, параллельно выполнили монтаж оборудования и начали запускать серверы.

Вот как сейчас выглядит стойка изнутри:

-8
А так снаружи:
А так снаружи:

Также освободили серверную комнату от хлама. Здесь, по сути, была устроена кладовка: в нее отправляли старые компьютеры, мониторы, коробки с неиспользуемым оборудованием и комплектующими и просто вещи, которые несуразно выглядят в обстановке офиса. По согласованию с заказчиком часть вещей выкинули, часть перенесли в специально отведенное для хранения место.

Второй этап: перенос точек доступа Wi-Fi

Полностью Wi-Fi менять не стали, нашли оптимальное решение и сделали перенос точек.

Обнаружили у заказчика оборудование, подпадающее под санкции, причем одинаковое и на складе, и в рабочих кабинетах. Предложили обезопаситься, заменив имеющееся в офисе новым, а офисное отправив в резерв на склад. Учитывая, что в приоритете была бесперебойность отгрузок, а не работа офисного Wi-Fi, поскольку все сотрудники подключены к сети кабелями, то согласовали замену мгновенно.

Так что текущий контроллер беспроводной сети продолжил работать в качестве активного на приоритетном участке – в производственном комплексе, а второй в виде ЗИП перевезли из офиса на склад и сделали резервным.

Наше предложение позволило решить сразу две проблемы: оставить Wi-Fi в кабинетах и создать резервный фонд на производстве на случай выхода из строя сетевого оборудования для его оперативной замены.

Купили 3 новых точки доступа – выбрали более простые и дешевые, но полностью покрывающие территорию офисных помещений. Взяли Zyxel Keenetic Extra. Это интернет-центры, для которых не нужны отдельные управляющие устройства: один из центров выполняет функции беспроводного контроллера и управляет двумя другими, обеспечивая бесшовный Wi-Fi-роуминг.

Что с заземлением

Пообщались с местными электриками по поводу заземления в серверной. Они сказали, что, поскольку розетки заземлены по всем правилам, отдельно проводить на стойку заземляющий кабель не имеет смысла.

Дополнительные работы на объекте

Ввод в эксплуатацию новых кабинетов

  • В рамках организации переговорной в кабинете маркетологов выполнили прокладку СКС под рабочее место.
  • Планировалось перемещение бухгалтерии в офис большей площади, и его нужно было подготовить с учетом уже заказанной в помещение мебели и планируемой рассадки сотрудников. Провели 19 линий, организовали 7 рабочих мест, выделенное место под МФУ, проложили кабель под точку доступа, установили СКУД (по картам доступа), поставили новый блок и внедрили его в существующую СКД-систему.
  • Вводилось в эксплуатацию абсолютно новое помещение, куда должен был переехать отдел закупок, состоящий из 8 сотрудников. Протянули в комнату 18 линий и создали для менеджеров рабочие места.

Кабель-менеджмент в офисе

Заказчику не нравилось, что в одном из кабинетов по всему полу идут провода от компьютеров и оргтехники – некоторые лежат прямо под ногами, некоторые – в незакрепленных напольных кабель-каналах. Также он был недоволен тем, что из-за отсутствия фронтальных панелей видно все, что находится под столами, за которыми сидят сотрудники (в основном женщины). Посторонние люди, заходя в помещение, сразу обращают внимание на открывающийся вид, что негативно влияет на деловую атмосферу в офисе.

От беспорядка с проводами мы избавились, установив гибкий органайзер, в который спрятали отдельные кабели. Остальные, вместе с блоками питания, подвесили под столешницы. Таким образом привели в порядок 3 рабочих места. Теперь все выглядит более аккуратно и эстетично.

Чтобы максимально уйти от проблемы «подстольного обзора», предложили поставить рифленые экраны, которые позволят решить сразу две задачи:

  1. посетители перестанут заглядывать под стол, и сотрудницы будут чувствовать себя комфортнее;
  2. можно убрать из виду кабели, идущие от системных блоков (устройства стоят на полу и по-другому провода никак не спрятать).

Идея с экранированием понравилась, но на реализацию свободных денег у предприятия пока нет, поэтому отложили ее на будущее.

В планах

Самые важные работы по серверной сделали, но осталось еще несколько запланированных мероприятий, которые нам предстоит осуществить в рамках этого кейса:

  1. Поставить на обслуживание систему кондиционирования, сделать чистку блоков.
  2. Оснастить серверную Bonpet-ампулой с инертным газом. Установка газовой системы пожаротушения снизит риск порчи дорогостоящего оборудования и распространения пожара за пределы помещения. Неплохо бы поменять и двери в серверную на противопожарные, но администрация БЦ, скорее всего, не одобрит замену.
  3. Организовать удаленный мониторинг окружающей среды – установить систему контроля температуры и влажности. Для этого потребуется приобрести специальное оборудование (HVG или NetPing) со всеми датчиками и подключить к Zabbix. Система автоматического мониторинга – сравнительно небольшое разовое вложение, например, NetPing в полной комплектации стоит около 50 тысяч рублей. При этом она даст нам возможность полностью контролировать микроклимат в серверной и мгновенно реагировать в случае возникновения инцидентов.

Эти три пункта – минимальный базовый набор, который должен быть в любой серверной комнате. А поскольку у заказчика есть похожая серверная на производстве, там тоже понадобится наше участие.

Вот какие задачи мы должны будем выполнить:

  1. Установить сплит-систему (кондиционер) с зимним комплектом – чтобы привести систему вентиляции и охлаждения серверной комнаты в соответствие ГОСТам.
  2. Прозвонить кабели (около 100 штук).
  3. Организовать видеонаблюдение (поделимся в этой статье).
  4. Сделать из серверной-склада чистую серверную. За несколько лет на оборудовании накопилось столько мелкодисперсной пыли, что на нем можно рисовать.
  5. Выполнить косметический ремонт с учетом требований противопожарной защиты.
  6. Пересобрать саму серверную стойку и привести ее в порядок так же, как это было сделано с офисным шкафом – с закупкой недостающих «ушей», салазок, полок, креплений.

Кроме того, у нас в планах еще создание в серверной системы видеонаблюдения с возможностью писать на удаленное сетевое хранилище NAS. Это поможет нам следить за состоянием серверов и несанкционированным доступом в помещение.

Сложности

Массу трудностей создали нам салазки – ни одни не подходили, поэтому по ходу дела пришлось немало экспериментировать.

Поскольку в планах – обслуживание кондиционеров, пытались предварительно выяснить, где находятся внешние блоки и какие из них относятся именно к этой серверной (заказчик пока решил кондиционирование делать только в ней). Но ни сам заказчик, ни местная администрация, которая отвечает за здание от имени арендодателя, не владеют информацией и указать места расположения блоков не смогли. Так что нам предстоят активные «поисковые работы».

Остальные кондиционеры пока остаются в текущем (в прямом смысле) состоянии. Они действительно протекают то тут, то там – персоналу бизнес-центра даже приходится подставлять ведра и тазики в коридорах (при том, что БЦ относится к классу B+). Причина протечек проста: изначально в кондиционерах не установили теплообменники. Мы готовы оборудование отремонтировать, но заказчик пока отложил решение этой проблемы.

-10

Профиты для клиента

Возможности масштабироваться не было, и, прозвонив все розетки, мы помогли избавиться от занятых, но неиспользуемых портов. Часть портов освободилась, стало понятно, за что отвечает каждый из них и к каким кабинетам относится. Компании заказчика не пришлось покупать дополнительные свитчи для организации рабочих мест для новых сотрудников.

Навели порядок в серверной, аккуратно и рационально скроссировали кабели. Теперь телекоммуникационный шкаф и помещение в целом имеют приятный и эстетичный внешний вид.

Также мы нашли экономически выгодное для компании решение по резервированию, позволяющее обеспечить выполнение некритичных задач офиса и закрыть вопрос с критически важными бизнес-процессами, которые из-за санкций подвергались риску.

Непосредственные работы в серверной заняли два дня, дополнительные – проводились в течение нескольких месяцев, итерациями. Выезжать на объект мы могли только в выходные дни, поскольку, как уже указывалось выше, компания производственная и останавливать производство нельзя.

В работах принимали участие:

  • монтажники;
  • руководитель технической поддержки;
  • менеджер проектов.

Подробнее: https://integrus.ru/projects/remont-servernogo-pomeshheniya.html