Иногда анализант может вскользь упомянуть о каком-то событии, которое имеет особое значение в его истории, может быть поводом к болезни, причиной неприятностей в жизни, однако, что очень важно, сам анализант не придает этому событию никакого значения. Он часто и не подозревает, что сообщает нечто важное.
Почему так происходит? Почему какое-то ключевое воспоминание лишается своего значения? Это особая техника, которой пользуется психика для стабилизации своего состояния. Вместо того, чтобы подвергнуть забвению неприятную ситуацию, пугающую мысль, травматическую сцену [перевести в область бессознательного], психика снимает с них значимость, лишает их неприятного переживания.
Что мы имеем в итоге? Событие остается в памяти, но никакой роли в мыслительной деятельности не играет, никаких чувств в связи с появлением этого воспоминания человек не испытывает. Оно не вступает в связи с другими мыслями в психике, потому что ассоциативные связи подавляются или обрываются. Фрейд отметил, что подобное воспоминание «изолировано» и лишено своего эмоционального заряда. От явности травматического впечатления остается полное безразличие, для сознания оно не больше, чем блеклый эпизод из прошлого.
Пациент «знает» о своих травмах, равно как и не «знает» о них. Он знает о них, поскольку их не забыл, он их не знает, поскольку не осознает их значения. З. Фрейд / Заметки об одном случае невроза навязчивости
Но это еще не все: в рамках этой техники защиты психика может отделять неприятные чувства от событий и смещать их на другие события, чаще всего на что-то незначительное в повседневности. Таким образом, упреки, чувства, переживания могут быть отделены от своего источника и перенесены в другое место.
Что мы тогда получаем? Человек начинает испытывать неизвестную тревогу, бояться странных объектов, чувствует тягость вины по мелочам, устраивает себе террор самообвинениями. Он может разрыдаться по незначительному поводу, «просто так». Человека может постоянно тошнить от еды, а не от какого-то неприятного воспоминания, отвращение с которого смещено на объекты пищи. Эта техника, решая проблему с неприятным воспоминанием, не справляется с чувством, относящимся к нему.
Лишение событий, действий, мыслей своих реальных значений и эмоций преследует самые разные цели. Например, пациенту Фрейда было крайне совестливо и стыдно давать грязные, мятые деньги людям, по его словам, полные бактерий. Поэтому он их чистил, отглаживал, и только потом мог ими что-то оплатить. Сам по себе пациент был очень совестливым, человеком высоких нравов.
При всем при этом его не смущала одна повторявшаяся история. Часто пользуясь своим высоким положением государственного служащего, он приглашал молоденьких девушек на загородные прогулки, обманывал их, подстраивал все так, чтобы они не успевали на транспорт до дома и были вынуждены остаться у него на ночлег. Затем он приходил в комнату к ним и мастурбировал их пальцами [грязными?]. С его слов, им это очень нравилось.
В случае этого пациента мы можем обнаружить странный контраст: деликатное обхождение с деньгами и бесцеремонное с доверившимися ему девушками. В первом случае он испытывает сильнейшее чувство вины и стыда, во втором, нет. Здесь происходит то, что Фрейд назвал «смещением». Смысл этого смещения понятен и очевиден. Если бы стыд и совесть продолжали оставаться там, к чему они действительно относились (к сладострастным похождениям и обману молоденьких девушек), то он вынужден был бы отказаться от такого обожаемого пристрастия. Этим смещением он создает возможность в рамках своей психики без чувства вины и стыда совершать осуждаемые его же психикой поступки, но виной он расплачивается не за эти действия с девушками, а за обращение с деньгами. Желание защитилось от упрека посредством смещения последнего на безразличные мелочи. Действия с девушками стали изолированы от критического осуждения в рамках его психической организации.
В аналитической работе можно обнаружить и соединить оба компонента, чтобы человек смог получить достоверное по значимости для себя событие и пережить по его поводу соответствующее по интенсивности чувство. Нужно вернуть на территорию психики не разрушенное техникой защиты воспоминание. Оставить в своей истории запись по поводу реальной значимости и смысла какого-то события. При этом важно проделать определенную подготовительную работу к соединению, чтобы безопасно связать оба компонента. Ведь не стоит забывать, что человек всегда пытается охранять то, что он бессознательно внутри себя соорудил в целях защиты, пусть и с неприятными последствиями.
Автор: Иценко Евгений Валерьевич
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru