Найти тему
Артем Хохолев

Башня французского танка, вышка для арктического дирижабля и овцы: как сейчас выглядит немецкий укрепрайон на норвежском острове

В период Второй мировой войны Третий рейх окутал побережье оккупированной Европы системой оборонительных укреплений, гордо поименованных Атлантическим валом. От Испании до Норвегии высадку десантных сил должны были предотвратить сотни береговых батарей, дотов, бункеров, прикрытых колючей проволокой, минными полями и противотанковыми заграждениями.

Некоторые береговые батареи Атлантического вала до сих пор поражают своими циклопическими размерами, другая же часть привлекает искателей удивительной сохранностью редких образцов техники и вооружения. Один из таких укрепрайонов сохранился в северной Норвегии, на острове у городка Вадсё в Варангер-фьорде. По нашему этот залив именуется Варяжским, а небольшой островок Стуре-Вадсё расположен в нескольких часах езды от родного автору Мурманска.

Основной интерес для исследователей, попавших на остров, представляют не орудийные дворики и бункеры для расчетов орудий, а сохранившаяся башня APX 1 Chemin Elargi от французского трофейного танка Somua S35 (или D2 и B1).

-3

Немецкий укрепрайон с кодовым наименованием Kokkenes batteri спешно достраивался в октябре 1944 года, в период освободительной Петсамо-Киркенесской операции Красной Армии и по понятным причинам в строй вступить не успел. По плану батарея должна была быть оснащена четырьмя также трофейными французскими орудиями 14,5 cm K. 405 (f) ( в "девичестве" Canon de 145 L modele 1916 Saint-Chamond) с дальностью стрельбы более 20 километров, которые так и не были установлены. Артиллерийские расчеты планировалось перебросить с батареи HKB 1./448 Kong Oskar Kapelle из Гренсе-Якобсельв, уже занятый к тому времени советскими войсками.

Своевременный ввод в строй укрепрайона на острове Стуре-Вадсё сорвали налеты советской авиации в августе-сентябре 1944 года. Немцы выселяли из домов местных жителей, устраивая в них казармы и склады, так что бомбили городок нещадно. С октября 1944 года, чувствуя приближение Красной Армии гитлеровские оккупанты начали окончательную принудительную эвакуацию местного населения и применение тактики «выжженной земли». Только чудом в Вадсё сохранилось лишь несколько деревянных домов среди обгорелых руин.

Сейчас из Вадсё на островок можно попасть по автомобильному мосту, а на Стуре-Вадсё расположено пару небольших заводиков, гостиница и большое огороженное пастбище для овец прямо на месте руин немецкой береговой батареи. Норвежцы, как правило, довольно индифферентно относятся к следам прошедшей войны и местных жителей и туристов больше интересуют фотографии птиц или туристических лайнеров. Когда я фотографировал со всех сторон башню французского танка, парень из Осло снимал местных бакланов, старательно отмечая их в специально выпускаемом журнале. Пообщались мы с ним довольно много и позитивно, но взаимно остались удивлены увлечениями собеседника.

К большому сожалению, башня танка сохранилась лишь наполовину, однако именно так, почти как в музейном разрезе, можно рассмотреть казённик 47-мм орудия SA 35 U 34. Французские танки (средние Somua S35 и Char D2 и тяжелый Char B1) с подобной унифицированной башней массово производились с середины 30-х годов прошлого века. Характеристики у данных машин были довольно неплохие, особенно по части бронирования и вооружения, но в проигранной Битве за Францию по большей части они были либо уничтожены, либо затрофеены немцами.

Часть разномастных трофеев Панцерфаффе взяли себе на вооружение или переделали под самоходные орудия либо огнеметные и учебные танки, но многие башни (в основном с устаревших или подбитых машин) были установлены в качестве огневых точек Атлантического вала. Однако башни APX 1 Chemin Elargi использовались подобным образом крайне редко. Северная Норвегия до сих пор, спустя семь десятков лет после окончания войны, хранит и не такие уникальные музейные экспонаты.

Как видно из архивной норвежской фотографии, примерно на момент 1946-1948 годов, башня была еще целой, сохранилась даже командирская башенка. Обстоятельства её "ополовинивания" остаются тайной даже для местных, а я не нашел никаких иных частей в окрестностях Стуре-Вадсё.

-9

Однако, остров хранит в себе память об еще более поздних исторических событиях. Здесь высится Luftskipsmasta - причальная вышка высотой в 35 метров для дирижаблей, отправлявшихся для исследования Арктики. По прямому назначению мачта использовалась только дважды. В апреле 1926 года знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен пришвартовался здесь на дирижабле "Норвегия", а затем перелетел на нём на Аляску через Северный полюс.

В мае 1928 года здесь же бросил якорь печально известный дирижабль "Италия" под командованием Умберто Нобиле, который всего несколько дней спустя потерпел крушение в ледяном море. В операции по поиску также участвовал Амундсен, но пропал без вести, вероятно разбившись на гидросамолете. Последних членов экспедиции Нобиле ( весьма бурно дожившего до 93 лет) забрал советский ледокол "Красин", ныне экспонирующегося на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

-11

Удивительно, но именно такой исторически слой нескольких эпох можно найти на маленьком заполярном островке. Несколько лет назад норвежцы запросто выдавали автору визу на пять лет, не требуя каких-то дурацких прививок или отбирая на границе дроны и фотоаппараты в приступах шпиономании. Надеюсь это безумие скоро окончится, а пока остается только разбирать для публикации материалы поездок прошлых лет и искать новые направления для путешествий. Подписывайтесь, оценивайте и комментируйте, дальше будет еще интереснее и неповторимее!