Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Башня французского танка, немецкий огнемет и покинутая советская застава: долгий поход в бухту Долгая Щель

В Мурманской области, на самом краю русской земли, расположена неповторимо красивая, но труднодоступная бухта Долгая Щель, которую многие называю единственным фьордом в нашей стране. Находится бухта всего в десяти километрах от норвежской границы и в нескольких часах пешего похода от заполярного посёлка Лиинахамари.

Какая-либо сухопутная дорога в бухту отсутствует и попасть в Долгую Щель возможно только на катере из Лиинахамари, либо пешим маршрутом. Общий путь от "полков" (бывшей войсковой части у озера Трифонаярви) занял у автора около 10 часов на дистанции 36 километров. Основная сложность данного маршрута заключается в большой перепаде высот, поскольку окружающие бухту возвышенности достигают 370 метров (горы Янялявара и Рейратунтури). Видеоотчет о походе прилагаю.

Кроме природных красот Долгая щель интересна своей военной историей. В период Великой Отечественной войны немцы создали здесь три опорных пункта для обороны побережья: Jnf.Stzp.Peuravuono Nord, Vorwerk и Jnf.Stzp.Peuravuono Sud. Это были второстепенные оборонительные рубежи, где не велось активных боевых действий, однако удаленность бухты от цивилизации позволило сохранить часть уникальных артефактов, главная из которых – башня французского легкого танка Hotchkiss H35, установленная на немецкой огневой точке.

По пути к основой цели встречаются первые следы войны – немецкие скальные укрытия в одной из долин Долгой Щели. До войны здесь дружно жили немногочисленные русские и норвежские рыбаки, саамы и финские колонисты, последние назвали бухту на свой лад - Peuravuono (Пеуравуоно), что в переводе означает "Оленья губа". В своем походе автор не встретил оленей, однако зайцы здесь бегают действительно непуганые и здоровые как лоси. Места здесь глухие, редкие туристы могут встретить здесь и медведя и не менее опасную росомаху.

Рядом с немецкими подземельями у горы Янялявара можно найти корпус стационарного огнемета под названием Abwehrflammenwerfer 42, аналог советского ФОГ-1. Промышленность Третьего Рейха наклепала порядка 50 тысяч таких огнеметов. Как правило они закапывали в землю, часто по несколько штук в ряд. В действие убийственная огненная смесь приводилась немцами дистанционно, либо при контакте наступающего противника с растяжкой. В таком случае перед нашими бойцами вставала стена огня дальностью действия примерно в сотню метров. Как правило применение огнеметов имело сильное психологическое воздействие на противника, поэтому огнеметчиков в плен не брали. Корпуса от немецких стационарных огнеметов часто встречаются на немецких опорных пунктах в соседней Норвегии, у нас же они сохранились в основном в таких труднодоступных местах.

Чуть дальше, всего в нескольких сотнях метров от брошенных огнеметов можно встретить развалины советского поста технического наблюдения на мысе Румисниеми, покинутого после окончания холодной войны. Гарнизон радиотехнического поста Северного Флота состоял из мичмана и двух матросов, для которых была построен жилой дом, операторская, баня и дизельная электростанция. До ближайшего натовского поста наблюдения в норвежском Гренсе-Якобсельв всего 15 км, его можно разглядеть в хорошую погоду невооруженным взглядом.

Спустя несколько часов пути мы подходим к сохранившейся танковой башне. Подобных оригинальных фортификационных сооружений больше нет в России, да и в мире их остались считанные единицы. Подобные башни часто устанавливались на типовые немецкие огневые точки Атлантического вала, несколько таких были и в Лиинахамари, но, к сожалению, они не сохранились да наших дней. Есть только один сильно заросший землей фундамент на ставшим частным мысе Лодейный.

Сам же французский пехотный танк Hotchkiss H35 начал выпускаться за несколько лет до Большой войны, в 1936 году. Экипаж небольшого, но хорошо бронированного легкого танка состоял из двух человек, вооружение состояло из 37-мм орудия и 7,5-мм пулемёт. Серийно до капитуляции Франции в 1940 году, было выпущено около 1200 танков этого типа в различных модификациях. Однако, их активное применение не помогло победить Третий Рейх и около 600 трофейных Гочкинсов достались Германии. В основном их применяли на второстепенных фронтах на Балканах или Финляндии по индексом .

Часть машин была переоборудована в самоходные артиллерийские орудия, гаубицы и реактивные минометы, тягачи и артиллерийские наблюдатели, а ставшими ненужными башни рачительные немцы пустили в дело при строительстве укреплений «Атлантического вала». После войны десяток израильских Гочкинсов повоевали против арабов в 1947—1949 годах. До наших дней сохранилось около десятка таких боевых машин в основном модификации H39 с длинноствольным орудием, одна из которых экспонируется в Москве в парке Патриот. Патриотовский танк из 211 батальона Вермахта также был захвачен в Заполярье в 1944 году на Кандалакшском направлении.

Башня в Долгой Щели была снята с редкой ныне модификации H35, где была установлена короткоствольная 37-мм пушка SA18 L/21. Мне известно только об одном таком Hotchkiss H35, который в 2008 году в плохом состоянии и был найден у себя на родине в Франции. Как видно, небольшое бетонное укрытие под башней было рассчитано на одного стрелка с боезапасом, способным простреливать всю бухту. Также как и на танке башня вращалась вручную и фактически управлялась одним членом экипажа.

В октябре 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска вынудили немцев покинуть занятый ими район Петсамо. С тех пор огневая точка так и стоит у входа в бухту. Сейчас башня Гочкинса изуродована самопальным и уже развалившемся крестом в память об утонувшем в бухте местном жителе. Однако, именно удаленность и труднодоступность Долгой Щели, а затем и вмурованный в огневую точку крест позволил сохранить до наших дней башню французского танка.

По имеющимся у автора данным Северного флота в рамках своей исторической программы планирует также попасть в это труднодоступное место и провести сложную инженерную операцию по переносу башни в один из наших музеев. А значит 80 лет одиночества Гочкинса подойдут к концу и этот уникальный артефакт прошедшей войны смогут увидеть все желающие.