Окончание темы, начало здесь.
Рассмотрим настройки на примере компактной камеры со встроенным объективом. Почему я взял компакт, а не серьёзные зеркальную или беззеркалку? Да потому, что это оптимальный аппарат для ежедневного фотографического тренинга. Большую камеру с отдельной сумкой не всегда удобно таскать, а маленький компакт прекрасно отдыхает в кармане до поры до времени.
Под рукой у меня Canon PowerShot G5X mark II, но за скобками поговорим о более сложных настройках в «больших» камерах.
Итак, задача: фотоаппарат должен быть готов сделать снимок сразу после обнаружения объекта (субъекта) съёмки. А снимок должен быть в экспозиции, резким и грамотно скомпонованным. Задачка та ещё...
Открываем MENU и обнаруживаем, что фокусировке отведены аж 9 пунктов в трёх закладках. И здесь нам надо разобраться, что нужно выбрать, чтобы настройка помогала, а что выключить, т.к. будет мешать, какие функции поставить на кнопки и диски управления, а какие убрать в MY MENU.
Начнём с первого пункта.
One shot - фокусировка по неподвижным объектам; и Servo - следящая фокусировка за движущимися объектами. В некоторых камерах есть третий вариант - AI Focus, что означает «интеллектуальная фокусировка», когда камера сама определяет движется объект или неподвижен. Знаю, многие фотографы его любят, но я помню, что довольно часто камера ошибается или долго думает, поэтому я им не пользуюсь.
Выбор режима Servo полезен при при установке следующего метода AF:
Поэтому я ставлю One shot и другой метод AF:
или:
Оба режима работают с одинаковой точностью и скоростью, но точечный замер позволяет выбрать объекты меньшие по размеру. А для того, чтобы быстро включить Servo я поставил переключение режимов на кнопку «Запись видео»:
Что даёт такая настройка: я (а не камера) выбираю объект, по которому наведу резкость. А кнопка переключения функции AF позволяет в одно касание поставить нужный режим.
Разберём вкладку # 6 дальше. Я отключил непрерывную фокусировку: экономия аккумулятора.
Включение лампы подсветки автофокуса полезно при съёмке в темноте и для малоконтрастных объектов. Но она же выдаёт вас, если нужно не привлекая внимания вести съёмку в людных местах.
Брекетинг автофокуса полезен при съёмке натюрмортов - я предпочитаю включить в таком случае ручную фокусировку - спешить некуда.
Теперь вкладка # 7.
Здесь просто: всё отключено. Потому что я отключил ручную фокусировку, которая на компактных камерах не очень удобна: это не современные сменные объективы, в которых предусмотрена ручная коррекция на самом объективе при автофокусном наведении на резкость. Можно, конечно, поставить ручной фокус на кольцо управления, находящемся на объективе камеры (что очень удобно), но оно у меня занято другой функцией - управляет зумом. А кнопочное управление MF очень неудобно.
Покажу остальные установки для общего ознакомления (для «Безопасной МF» есть только два значения «Вкл.» и «Выкл.»:
Вкладка # 5.
Развернём его.
Но есть маленькая хитрость: когда встроенный видоискатель не активен, то перетаскивание работает. Т.е. вы можете ткнуть в экран, обозначив зону автофокуса и опять смотреть на мир через видоискатель.
Зачем же отключать перетаскивание? Дело в том, что любое прикосновение к экрану, а я в основном снимаю с видоискателем, меняет точку фокусировки. А я то и дело невольно касаюсь экрана либо щекой, либо большим пальцем, либо носом, когда смотрю в видоискатель. Поэтому - «откл».
Настройки, о которых мы говорили, не работают при съёмке в режиме полного автомата - здесь за вас решает камера. Этим режимом пользуются, когда нет желания думать об условиях съёмки или эти условия меняются непредсказуемо.
Ещё можно настроить отдельную вкладку в MY МENU под автофокусные настройки, чтобы не суетиться в поисках нужной вкладки:
А что у «больших» камер?
У них настроек ещё больше. Особенно увлекаются ими фотографы, снимающие спорт. Им это просто необходимо. И последние модели, а у них всегда последние, позволяют немного облегчить их сложнейшую работу: вот кому я никогда не завидовал - таскают десятки килограммов на себе, да ещё надо поймать микросекундный момент, да ещё придумать какой-то новый ракурс, когда всё уже придумано... Ужас!
Для примера я снял экран своего старого Canon EOS 5D Mark III:
Как-то спросил своего знакомого, который работает в информагентстве - у него Кэноны четвёртый 5D и третий 1D X - о настройках автофокуса. Ответ меня удивил: он сказал, что у него зафиксирована центральная точка и остальные «приблуды» - его выражение - не используются. Вот вам и ответ на вопрос: «Почему фотографы дёргают туда-сюда камеры?» Наводят резкость по центральной точке на нужный объект, а потом выстраивают картинку.
А кто-то считает, что ручная наводка на резкость надёжнее и быстрее автоматической. И так как современная профессиональная оптика позволяет сочетать оба режима без лишних манипуляций, то ручной подстройкой пользуются многие фотографы.
И последнее.
Управление автофокусом имеет смысл перекинуть на отдельную кнопку, не связанную с кнопкой спуска затвора - это даёт возможность отдельно фиксировать работу AF и экспозамер (АЕ). Одной проблемой становится меньше. Я выделил для управления АF кнопку * (звёздочка) под большой палец правой руки:
Всё вышеперечисленное помогает мне держать камеру в готовности номер 1. Это мои маленькие хитрости, к которым я привык за долгие годы. А вы, возможно, найдёте в них какую-то пользу для себя.