Найти тему

Маленькие хитрости (фокусировка, ч.2).

Два знаменитых фотографа в одном кадре: Валерий Щеколдин и Йозеф Куделка (Magnum). Москва, 9 мая 1996 Canon EOS 1; EF 80-200/2,8L; Fujifilm Chrome Velvia 100
Два знаменитых фотографа в одном кадре: Валерий Щеколдин и Йозеф Куделка (Magnum). Москва, 9 мая 1996 Canon EOS 1; EF 80-200/2,8L; Fujifilm Chrome Velvia 100

Окончание темы, начало здесь.

Рассмотрим настройки на примере компактной камеры со встроенным объективом. Почему я взял компакт, а не серьёзные зеркальную или беззеркалку? Да потому, что это оптимальный аппарат для ежедневного фотографического тренинга. Большую камеру с отдельной сумкой не всегда удобно таскать, а маленький компакт прекрасно отдыхает в кармане до поры до времени.

Под рукой у меня Canon PowerShot G5X mark II, но за скобками поговорим о более сложных настройках в «больших» камерах.

Итак, задача: фотоаппарат должен быть готов сделать снимок сразу после обнаружения объекта (субъекта) съёмки. А снимок должен быть в экспозиции, резким и грамотно скомпонованным. Задачка та ещё...

Открываем MENU и обнаруживаем, что фокусировке отведены аж 9 пунктов в трёх закладках. И здесь нам надо разобраться, что нужно выбрать, чтобы настройка помогала, а что выключить, т.к. будет мешать, какие функции поставить на кнопки и диски управления, а какие убрать в MY MENU.

Вкладка #6, в которой находятся основные настройки автофокуса.
Вкладка #6, в которой находятся основные настройки автофокуса.

Начнём с первого пункта.

Здесь только два значения.
Здесь только два значения.

One shot - фокусировка по неподвижным объектам; и Servo - следящая фокусировка за движущимися объектами. В некоторых камерах есть третий вариант - AI Focus, что означает «интеллектуальная фокусировка», когда камера сама определяет движется объект или неподвижен. Знаю, многие фотографы его любят, но я помню, что довольно часто камера ошибается или долго думает, поэтому я им не пользуюсь.

Выбор режима Servo полезен при при установке следующего метода AF:

В инструкции: съёмка с фокусировкой на лицо - камера сама ищет это «лицо». Однако, если лицо не распознаётся, то фокусировка будет произведена на ближайший объект. Что не всегда нужно.
В инструкции: съёмка с фокусировкой на лицо - камера сама ищет это «лицо». Однако, если лицо не распознаётся, то фокусировка будет произведена на ближайший объект. Что не всегда нужно.

Поэтому я ставлю One shot и другой метод AF:

-5

или:

-6

Оба режима работают с одинаковой точностью и скоростью, но точечный замер позволяет выбрать объекты меньшие по размеру. А для того, чтобы быстро включить Servo я поставил переключение режимов на кнопку «Запись видео»:

-7

Что даёт такая настройка: я (а не камера) выбираю объект, по которому наведу резкость. А кнопка переключения функции AF позволяет в одно касание поставить нужный режим.

Разберём вкладку # 6 дальше. Я отключил непрерывную фокусировку: экономия аккумулятора.

Включение лампы подсветки автофокуса полезно при съёмке в темноте и для малоконтрастных объектов. Но она же выдаёт вас, если нужно не привлекая внимания вести съёмку в людных местах.

Брекетинг автофокуса полезен при съёмке натюрмортов - я предпочитаю включить в таком случае ручную фокусировку - спешить некуда.

Теперь вкладка # 7.

Вкладка # 7 содержит настройки ручной фокусировки.
Вкладка # 7 содержит настройки ручной фокусировки.

Здесь просто: всё отключено. Потому что я отключил ручную фокусировку, которая на компактных камерах не очень удобна: это не современные сменные объективы, в которых предусмотрена ручная коррекция на самом объективе при автофокусном наведении на резкость. Можно, конечно, поставить ручной фокус на кольцо управления, находящемся на объективе камеры (что очень удобно), но оно у меня занято другой функцией - управляет зумом. А кнопочное управление MF очень неудобно.

Покажу остальные установки для общего ознакомления (для «Безопасной МF» есть только два значения «Вкл.» и «Выкл.»:

Помогает навести резкость по укрупнённой картинке при ручной фокусировке.
Помогает навести резкость по укрупнённой картинке при ручной фокусировке.

Вкладка # 5.

Только один пункт касается фокусировки.
Только один пункт касается фокусировки.

Развернём его.

Перетаскивание отключено.
Перетаскивание отключено.

Но есть маленькая хитрость: когда встроенный видоискатель не активен, то перетаскивание работает. Т.е. вы можете ткнуть в экран, обозначив зону автофокуса и опять смотреть на мир через видоискатель.

Зачем же отключать перетаскивание? Дело в том, что любое прикосновение к экрану, а я в основном снимаю с видоискателем, меняет точку фокусировки. А я то и дело невольно касаюсь экрана либо щекой, либо большим пальцем, либо носом, когда смотрю в видоискатель. Поэтому - «откл».

Но, если включаете «перетаскивание», то ставьте позицию «относительное» - позволит вслепую большим пальцем перемещать курсор автофокуса, глядя в видоискатель.
Но, если включаете «перетаскивание», то ставьте позицию «относительное» - позволит вслепую большим пальцем перемещать курсор автофокуса, глядя в видоискатель.
Имеет смысл включать весь экран или «справа».
Имеет смысл включать весь экран или «справа».

Настройки, о которых мы говорили, не работают при съёмке в режиме полного автомата - здесь за вас решает камера. Этим режимом пользуются, когда нет желания думать об условиях съёмки или эти условия меняются непредсказуемо.

Ещё можно настроить отдельную вкладку в MY МENU под автофокусные настройки, чтобы не суетиться в поисках нужной вкладки:

Как правило, в моё меню вставляют функции, под которые не нашлось отдельных кнопок, но в процессе съёмки их надо быстро достать из настроек и поменять.
Как правило, в моё меню вставляют функции, под которые не нашлось отдельных кнопок, но в процессе съёмки их надо быстро достать из настроек и поменять.

А что у «больших» камер?

У них настроек ещё больше. Особенно увлекаются ими фотографы, снимающие спорт. Им это просто необходимо. И последние модели, а у них всегда последние, позволяют немного облегчить их сложнейшую работу: вот кому я никогда не завидовал - таскают десятки килограммов на себе, да ещё надо поймать микросекундный момент, да ещё придумать какой-то новый ракурс, когда всё уже придумано... Ужас!

Для примера я снял экран своего старого Canon EOS 5D Mark III:

Как-то спросил своего знакомого, который работает в информагентстве - у него Кэноны четвёртый 5D и третий 1D X - о настройках автофокуса. Ответ меня удивил: он сказал, что у него зафиксирована центральная точка и остальные «приблуды» - его выражение - не используются. Вот вам и ответ на вопрос: «Почему фотографы дёргают туда-сюда камеры?» Наводят резкость по центральной точке на нужный объект, а потом выстраивают картинку.

А кто-то считает, что ручная наводка на резкость надёжнее и быстрее автоматической. И так как современная профессиональная оптика позволяет сочетать оба режима без лишних манипуляций, то ручной подстройкой пользуются многие фотографы.

И последнее.

Управление автофокусом имеет смысл перекинуть на отдельную кнопку, не связанную с кнопкой спуска затвора - это даёт возможность отдельно фиксировать работу AF и экспозамер (АЕ). Одной проблемой становится меньше. Я выделил для управления АF кнопку * (звёздочка) под большой палец правой руки:

Кнопки маленьких камер расположены близко друг к другу, и поэтому ими не очень удобно пользоваться (что поделаешь!). У взрослых фотоаппаратов таких проблем нет.
Кнопки маленьких камер расположены близко друг к другу, и поэтому ими не очень удобно пользоваться (что поделаешь!). У взрослых фотоаппаратов таких проблем нет.

Всё вышеперечисленное помогает мне держать камеру в готовности номер 1. Это мои маленькие хитрости, к которым я привык за долгие годы. А вы, возможно, найдёте в них какую-то пользу для себя.