Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

В небольшом провинциальном городе нашёл МАЗ-205А, который помогал строить ГЭС

Самые интересные находки происходят совершенно случайно. На этот раз я проезжал через город Заволжье и краем глаза заметил старый грузовик, спрятавшийся в кустах на постаменте.

Оказалось, что это самый настоящий самосвал МАЗ-205А, а памятник называется «Машины-ветераны строительства ГЭС».

Какая связь? Давайте разберёмся подробнее, ведь самосвал действительно редкий в наше время.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Давайте для начала немного расскажу про МАЗ-205. Разработка самосвала началась на Ярославском автомобильном заводе в последний год Великой Отечественной войны.

Спустя год были построены опытные образцы, но сразу после этого заводу поручили задачу по разработке тяжёлого трёхосного семейства грузовиков, известного под индексом 210, а документацию на двухосное семейство 200 отправили на только что построенный Минский автомобильный завод.

Первые серийные самосвалы под индексом МАЗ-205А изготовили 7 ноября 1947 года к 30-й годовщине Октябрьской революции (ну любили в СССР что-то запускать к юбилеям и годовщинам).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Интересно, что именно МАЗ-205А стал первым автомобилем, выпущенным на Минском автомобильном заводе. Базовую версию МАЗ-200 с бортовым кузовом стали производить в 1951 году, а седельный тягач МАЗ-200В — в 1953 году.

Почему именно так? Всё объяснялось катастрофической нехваткой в стране самосвалов: стройка в СССР была повсюду. Именно поэтому завод сначала решил освоить выпуск МАЗ-205А.

Серийные грузовики МАЗ-205А во многом были похожи на ЯАЗ-205, но имели ряд отличительных черт.

Например, внешне минский самосвал можно было отличить по передней решётке с вертикальными брусьями, а вместо фигурки медведя на капоте использовали плоские барельефы с изображением зубра на боковинах капота.

Двери кабины были обшиты металлическим листом, а не деревянными планками.

Были и некоторые технические отличия, например, на серийных грузовиках применили единый карданный вал вместо двух. А ещё немного увеличилась грузоподъемность.

Изначально большая часть деталей поставлялись в Минск из Ярославля, но впоследствии с введением на МАЗе новых цехов из Ярославля стали приходить только дизельные двигатели.

Самосвалы МАЗ-205А за время своего производства неоднократно получали различные модернизации. Так, с конца 1950-х годов вместо деревянных уплотнителей лобовых стёкол кабины стали использовать резиновые.

Примерно в то же время мощность двигатели повысилась со 110 до 120 лошадиных сил.

Последний МАЗ-205А сошёл с конвейера завода 31 декабря 1965 года, уступив место более современному МАЗ-503 с бескапотной кабиной.

Что касается выставленного в Заволжье экземпляра, то он стоит перед проходной автотранспортного предприятия №3.

Именно такие грузовики преимущественно использовались при строительстве Горьковской ГЭС и перекрытии русла реки Волги.

Состояние грузовика, конечно, на троечку: у него нет стёкол (вместо них металлические заглушки), нет фар, а все внешние элементы уже неоднократно подкрашивались и перекрашивались.

Но в остальном перед нами всё же оригинальный МАЗ-205А: на месте кузов, все элементы шасси (которые, кстати, можно рассмотреть вблизи), и даже некоторые мелкие элементы.

Традиционно даю ссылку на локацию. Вдруг будете проезжать мимо, советую свернуть с основной дороги и отдать дань уважения старичку:

Самосвал МАЗ-205А, памятник технике, Нижегородская область, Городецкий муниципальный округ, Заволжье, проспект Дзержинского — Яндекс Карты

Авто
5,66 млн интересуются