Найти в Дзене

Вертолетный шлема HGU-56 RWH на вооружении ВВС Украины

С вами вновь автор блога "Прогулки в стратосфере" и сегодня я сделаю достаточно интересную, но в тоже время неприятную и болезненную для многих статью, рассказав о том, какие образцы НАТОвского авиационного снаряжения поступают на вооружение Украины.

Предыстория:

Незадолго до войны в украинских СМИ (05.02.2022, газета Деловая столица") была опубликованна статья о принятии на вооружение "Повітряні сили Збройних сил України" авиационного вертолетного защитного шлема HGU-56 RWH с очками ночного виденья F-4949 американской фирмы GENTEX в количестве 70 штук, которая осталась незамеченной широким кругом читателей.

ЗСУ неохотно выкладывают информацию о своем вооружении, что породило кучу необоснованных слухов. Так, в российских СМИ тиражировалась новость о том, что в сбитом вертолете ЗСУ обнаружен иностранный шлем HGU-56, который "не находится на вооружении ВВС ЗСУ".

Автора статьи и ее репостов не смутило наличие довоенных публикаций о принятии на вооружение данного образца.

Оператор Ми-24 в шлеме HGU-56 с челюстно-лицевым щитком.
Оператор Ми-24 в шлеме HGU-56 с челюстно-лицевым щитком.

Масла в огонь подлили перехваты переговоров пилотов на "иностранном" языке, а разбираться в близости украинского и польского языка никто конечноже нестал.

"Запрещенный инстаграмм", официальная страничка фирмы Gentex со шлемом украинского летчика
"Запрещенный инстаграмм", официальная страничка фирмы Gentex со шлемом украинского летчика

Что касается фотографий разбитого шлема, то летчики ЗСУ сами их передали фирме Gentex в благодарность за спасение жизней, после чего они (фотографии) были опубликованы на страничке фирмы Gentex в instagram ( напомню что запрещенного в РФ).

HGU-56/P - классический американец

HGU-56/Р - американский защитный авиационный шлем для экипажей вертолета и малоскоросных самолетов.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Данный шлем выполнен по всем канононам американской конструкторской школы авиационного шлемостроения и представляет из себя классическую модульную систему, в основе которой лежит защитная каска с амортизационным слоем и наушниками. В качестве дополнения на каску шлема устанавливается козырек с набором разнообразных светофильтров, крепление для очков ночного виденья и челюстно-лицевой щиток - до сель невиданная на Руси приблуда.

В базовой комплектации на каску шлема крепится внешний козырек с двумя выдвигающимися светофильтрами. Первый- солнечный, темный, второй- красно-оранжевый с противолазерной защитой.

Кроме того, на козырьке светофильтров может быть установлен фиксатор для очков ночного виденья.

Челюстно-лицевой щиток

Отдельного внимания заслуживает челюстно-лицевой щиток, выполняющий две основные функции:

1- защита нижней части лица членов экипажа от воздействия ветра и травматизма в случае разлета осколков при поражении ЛА системами ПВО или жесткой посадки, вызвавшей разрушение фюзеляжа ЛА.

2- вторая, немаловажная функция заключается в снижении посторонних шумов на микрофон гарнитуры связи и как следствие, повышение разборчивости речи.

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.

Целесообразность применения челюстно-лицевого щитка.

Защита лица от осколков:

Целесообразность дополнительного снижения травматизма лица при помощи челюстно-лицевого щитка не вызывает сомнений, каждая царапина и вмятина на предоставленном после аварийного приземление образце - это отсутствие рваных ран, требующих наложения швов на лице члена экипажа.

Снижение воздействия посторонних шумов на микрофон гарнитуры связи:

Если в авиационных шлемах микрофон установлен внутри кислородной маски, плотно прилегающей к лицу летчика и тем самым защищающей микрофон от посторонних шумов, то в вертолетном исполнении микрофон как правило, остается открытым и подверженным дополнительным шумам двигателя и воздушных потоков при открытых дверях и окнах вертолета, что является проблемой практически для всех вертолетных шлемов.

Целесообразность применения противолазерного светофильтра:

В современных военных конфликтах не раз сообщалось о попытках ослепить членов экипажа ЛА и аппаратуру лазерным лучем. Бум применения лазерных лучей против гражданских самолетов пришелся на 2012 год, когда пилоты пассажирских самолетов, совершавших посадку в московском аэропорту Шереметьево, подвергались лазерным атакам со стороны хулиганов.

Противолазерный фильтр шлема
Противолазерный фильтр шлема

Автору блога довелось стать свидетелем одного такого случая в 2012 году, когда в половине двенадцотого ночи, возвращаясь с моря, при заходе на посадку в одном из дворов микрорайона появился яркий зеленый луч, который пытался попасть в самолет.

После запрета на продажу таких указок, проблема сама собой сошла на нет, но осадок всетаки остался.

Фирма Gentex решила не спорить об эффективности такого метода ослепления членов ЛА, а просто предоставила возможность защиты глаз по умолчанию.

Кроме того, у автора блога "Прогулки в стратосфере" есть мнение, что красно-оранжевый противолазерный фильтр рекомендован к применению в ночное время суток во время подготовки за 15-20 минут до вылета, или в часы заката о чем свидетельствует шильдик "Night".

О рекомендации ношения очков с красными линзами членами экипажа перед ночным вылетом (объясняя это с физиологической точки зрения) я уже писал в одной из статей, перейти на которую можно по этой ссылке.

HGU-56/P vs российские аналоги

Подписчики блога "Прогулки в стратосфере" знают, что в своих статьях я часто сравниваю не только сухие технические характеристики российских (советских) и зарубежных образцов, но и философию конструкторских школ, ведь благодаря разнице взглядов, аналогичные изделия получаются не только разными, но и выполняют совершенно другие функции, что делает узкое сравнение технических характеристик некорректным без учета специфики применения.

Ярким примером может служить израильский защитный шлем DASH-4, вобравший в себя казалось бы все противопоказанные для российской авиации решения, но идеально подходящии для ВВС Цва хагана ле-исраэль (ЦАХАЛ), ознакомиться с которым можно перейдя по этой ссылке. или просмотрев короткий видеообзор (см. ссылку на видеообзор).

Что касается сравнения HGU-56/P с ЗШ-7В и ЗШ-17, то здесь все нетак просто.

Во-первых, американцы четко разделяют авиационные и вертолетные шлема, адаптируя их под конкретные узкие задачи, вто время, как русская школа предпочитает разработку единого утилитарного образца с последующей бифуркацией на вертолетные и авиационные модификации.

Во-вторых, HGU-56/P - это "современный" принятый на вооружение НАТО шлем, который массово эксплуатируется экипажами вертолетов многих стран мира, в то время как "перспективный" ЗШ-17 находится на этапе разработки с неопределенными сроками поступления в войска.

Модульная конструкция ЗШ-17 теоретическм позволяет установить на каску козырек с несколькими светофильтрами, но в открытых источниках такая опция официально не анонсировалась разработчиком шлема.

Узнать более подробно об авиационном шлеме ЗШ-10 и ЗШ-17 можно перейдя по этой ссылке.

Что касается ЗШ-7В, то он многократно демонстрировался на выставках и его комплектация хорошо известна.

Челюстно-лицевой щиток теоретически может быть установлен как на ЗШ-7В, так и на ЗШ-17 при помощи стандартных ригелей кислородной маски и замков шлема, однако эта функция также не анонсировалась разработчиком изделия в открытых источниках.

P.S. Необязательно ставить лайк и подписываться на канал "Прогулки в стратосфере", автор блога не червонец, что бы нравится всем.

СВО
1,21 млн интересуются