Наконец-то мои руки добрались до чудесного документа «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по русскому языку». Он есть в свободном доступе, ищите на сайте ФИПИ.
Всего 52 страницы, но максимум полезной информации (кроме бесконечных графиков). Один из составителей документа – Р.А. Дощинский. В этом году он занял пост И.П. Цыбулько, а также стал одним из составителей самого популярного сборника по подготовке к ЕГЭ (уже много лет единолично выходивший именно под редакцией Цыбулько).
Итак, с какими заданиями выпускники справились хуже всего.
1. Задание 1 (Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров). Кто бы, конечно, сомневался. Задание новое, подразумевает под собой не только повторение всех стилей и подстилей речи, но и знание терминов, умения находить в тексте слова одной тематической группы и многое другое. Этакий микс. На педсовете московских учителей в августе Дощинский справедливо отметил, что углублённо вдаваться в стили речи школьник начинает в 10-11 классах, а значит эта тема новая.
2. Задание 11 (Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Кроме суффиксов необходимо вспомнить «О, Ё после шипящих». Теория достаточно объёмная, легко запутаться в суффиксах, отличающихся друг от друга одной буквой. Например, -ек-/-ик-, которые проверяются изменением слова, и -чик-/-щик-, зависящие от согласной перед ними.
3. Задание 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий). Сколько школьников ни учи, исключения всё равно забывают. Поэтому чем чаще идёт отработка заданий, тем лучше. Причём ненавязчиво, через диктанты и упражнения.
4. Отдельный блок – это задания на пунктуацию.
- задание 16 (Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами). Не стоит забывать, что это задание усложнили, изменив формулировку и отняв 1 балл за выполнение.
- задание 20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи)
- задание 21 (Пунктуационный анализ)
- задание 27, критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм).
Почему пунктуация такая большая проблема для школьников? Своим ученикам я всегда говорю: «В русском языке знаки препинания не ставятся по интуиции. Перед тем, как решить, какой знак выбрать, аргументируй выбор и вспомни правило. Если не получается, начни с грамматической основы».
5. Задание 23 (Функционально-смысловые типы речи). Коварное и странное. Даже мне не всегда ясна логика составителей. Методике подготовки к этому заданию уделю более пристальное внимание в будущих статьях.
6. Задание 25 (Средства связи предложений в тексте). Не стало особой неожиданностью, так как задание проверяет не просто умение ученика находить местоимения определённых видов в тексте, но и требует отличать формы слова от однокоренных слов и лексических повторов.
Делитесь в комментариях, какое задание вы считаете самым сложным и почему.
#егэрусский
#егэ2023
#образование
#фипи
#репетитор
#репетиторпорусскому
#онлайнрепетитор
#школа