Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Театральное закулисье: как жили актеры XIX века

Одним из основных развлечений в России XIX века был театр. Однако жизнь артистов той эпохи очень отличалась от сегодняшней. Существовало множество трупп, большинство их участников тяжело работали и жили на скудный заработок. Мы собрали цитаты актеров о трудовых буднях: читайте, почему они не учили роли, надевали «белые женины чулки» и ели голубей. В XIX веке в России было всего пять государственных театров. Их называли императорскими — это Александринский, Мариинский и Михайловский в Петербурге и Малый и Большой театры в Москве. В регионах работали только частные театры — антрепризы. Они делились на три типа — крупные, средние и малые. Крупные держали постоянные владельцы, которые снимали специальные здания и приглашали одних и тех же артистов. У средних мог быть один или несколько владельцев, но артисты зачастую каждый сезон выступали в новом городе. Малые больше напоминали бродячие труппы. Большинство антреприз относились к средним и малым. Артисты в них вели нестабильную кочевую жизнь. Их нанимали на небольшое время — на зиму или на лето. В XIX веке сезоны зависели от религиозных праздников и длились гораздо меньше сегодняшних, с сентября по февраль и с мая по август. За это время артистам приходилось играть десятки премьер: репертуарные театры с постоянной афишей появились лишь в конце XIX века, а в провинции труппы зависели от интереса зрителей и старались показывать как можно больше новинок. Условия О чем фрагмент: Актер Григорий Ге описал типичный договор с малой антрепризой. Что ели и как жили О ком фрагмент: Пров Садовский — актер Малого театра и родоначальник театральной семьи Садовских. Начинал в провинциальных труппах. Театр и религиозные праздники О чем фрагмент: По законам Российской империи во время больших религиозных праздников и постов театры не могли работать. Исключения делали только для иностранных, то есть неправославных, трупп. Во время Великого поста артисты искали работу, это время так называемых актерских бирж, на которые съезжались из разных городов. Большинство артистов не имели постоянного места работы и искали его каждую весну. Отдельное явление этого времени — трактиры, куда артисты ехали заключить договор. Из-за того, что других занятий во время Великого поста не имелось, многие жили при трактире два месяца, кутили и проедали все заработанное. Некоторые антрепренеры пользовались этим. Они ждали, пока актеры потратят деньги и окажутся в бедственном положении, чтобы нанять их дешево. Реклама О чем фрагмент: Николай Милославский — актер, режиссер и антрепренер — старался завлечь зрителей на свою постановку. Театр в XIX веке не считали элитным досугом, особенно в провинции. Его можно сравнить с сегодняшним телевидением: высокая конкуренция, постоянный поток спектаклей и необходимость завоевать зрителя. Часто постановки рекламировали при помощи аттракционов, диковинок или хорошего буфета. Как выглядели спектакли О чем фрагмент: В XIX веке в русском театре часто не было специальных декораций и костюмов для каждого спектакля. Существовали типовые декорации-«комнаты», гардероб театра и вещи, которые артисты возили с собой. Для всего, что не укладывалось в этот набор, подбирали обстановку, часто случайную. Репетиции и работа с текстом О чем фрагмент: Петр Гнедич писал о спектаклях Александринского театра. Константин Варламов — один из ведущих его артистов, комический актер конца XIX — начала XX века. Изначально он работал в провинциальном театре: там постоянно менялся репертуар, и актеры играли только «под суфлера». Однако когда они переходили в более крупные театры с щадящими условиями, привычка не работать над текстом оставалась. Классика в провинции О чем фрагмент Мемуаристка описала свой бенефис — спектакль, который ставился «на конкретного артиста» — в провинции. Известные актеры часто гастролировали сами, работали с разными труппами, предлагали свои постановки. В цитате речь идет о «Ромео и Джульетте» — ее выбрала бенефициантка. А труппа вышла на сцену в костюмах, которые собирала из личных вещей. Публика О чем фрагмент: В XIX веке, особенно в провинции, в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Зажиточные горожане, которые покупали билеты в отдельные ложи, встречались там со знакомыми, обсуждали новости, решали дела — то есть театр походил на сегодняшние клубы-рестораны с музыкантами на фоне еды и бесед. По материалам книг: «На провинциальной сцене. Воспоминания»; Рафаил Зотов, «Театральные воспоминания»; Петр Гнедич, «Книга жизни»; Юрий Дмитриев, «Звезды провинциальной сцены (конец XIX — начало XX века)»; Владимир Давыдов, «Рассказ о прошлом»; Лев Самсонов, «Театральное дело в провинции». Автор: Тата Боева