День 4-й. 13 июня. Вторник (продолжение).
Этот день - первый полноценный день в Грузии - был очень насыщенным и интересным. С утра у нас была поездка в Гергети к церкви Святой Троицы, где мы, можно сказать, впервые увидели ГОРЫ! Причём, я не ожидала, что эта поездка приведёт меня в такой восторг!
Гораздо бОльших эмоций я ожидала от Военно-Грузинской дороги. И она не разочаровала. В процессе подготовки к путешествию я прочитала статью Оксаны Золотницыной и решила посвятить Военно-грузинской дороге целый день, мне запала в душу одна фраза: "... если вы поедете в Грузию на авто, даже не думайте в темноте проскочить военно-грузинскую дорогу. Прокляну".
Как я могла ослушаться? И вот 130 км от Степанцминды до Мцхеты мы ехали 6 часов.
Останавливались каждые 5 минут - любоваться и фотографировать.
Вдали остались горы, окружающие Степанцминду.
Первая остановка - в Вардисубани - фотографировали одинокую сторожевую башню:
А дальше пошло, поехало...
Любовались шумящим Тереком и его притоками,
... растительным и животным миром:
Гуляли по летним сугробам:
Удивлялись огромному количеству противолавинных тоннелей:
Пили минеральную воду из Рыжего источника:
Кстати, вода была очень вкусной, безо всякого привкуса.
А как это красиво, особенно, когда всё блестит на солнце!
Следующая интересная остановка - Арка Дружбы Народов (Грузии и России):
Само по себе сооружение - очень красивое. А какие потрясающие открываются виды со смотровых площадок!
Дальше по ходу - горнолыжное село Гудаури:
А вот ещё одна смотровая площадка:
И снова потрясающие виды:
Вспомнились альпийские деревушки Австрии, только мы там не видели столько рек и речушек:
Все вышеперечисленные достопримечательности и смотровые площадки очень хорошо видны с дороги, поэтому проскочить их невозможно. Однако, мы проскочили одну из самых главных - Крест на Крестовом перевале... Решили более внимательно смотреть на обратном пути.
После Гудаури начался Млетский спуск.
"Млетский спуск на Военно-Грузинской дороге был сооружён не так давно – в 60-х годах позапрошлого столетия. Началось строительство после того, как была осуществлена неудачная попытка построить участок дороги в обход Крестового перевала. Строительство нового участка Военно-Грузинской дороги было поручено инженеру с большим именем – Б. И. Статковскому. Для того чтобы дорога была построена по всем правилам его даже на полтора года отправили в Западную Европу, чтобы на примере горных дорог и троп тех стран построить потом свою собственную.
После того, как инженер вернулся из длительной командировки, он представил полностью разработанный план участка дороги, который после рассмотрения и был утверждён. Само же начало строительства пришлось на 1857 год. 1 ноября 1863 года эта часть дороги была уже полностью построена".(http://www.tamartour.ru/georgian-interesting-places/types-of-georgian-interesting-places/)
Здесь мы снова остановились - полюбоваться на прекрасные горы и водопад:
Остановились не мы одни. Или это пункт проката?
Чтобы ещё что-нибудь случайно не пропустить, дальше мы строго следовали инструкциям Оксаны Золотницыной.
Увидев вот такой памятник, стали искать Ржавый источник.
Спустились к реке и потопали в обратном направлении. Так выглядит Арагви в июне. Интересно, она бывает более полноводной?
Источник не сразу, но нашли.
Не было главного ориентира - мужчин с пластиковыми бутылками. Мы были там одни.
Вода была явно газированной и с привкусом. Но вкуснее, чем в Пятигорске! Набрали бутылку с собой. На следующий день вода приобрела ржавый оттенок, хотя сначала была прозрачной. Пришлось вылить...
Возвращались к машине уже не вдоль реки, а по дороге. Осмелюсь предложить другой ориентир - вместо памятника (если двигаться от Степанцминды в сторону Мцхеты). Перед табличкой Nadibani свернуть налево - тогда можно подъехать к источнику, далеко не доезжая памятника.
Следующая обязательная остановка - место слияния Чёрной и Белой Арагви.
В селе Пасанаури...
...ищем ещё один памятник - оленя...
Рядом с ним - это прекрасное место!
Нам повезло, видимо, из-за большого количества дождей обе речки были очень мутными и явно "чёрной" и "белой".
Проехав ещё метров 300, мы обнаружили придорожное кафе и решили пообедать. Хачапури, харчо, тазики салата. Всё было очень вкусно и не дорого. Рекомендуем!
Это не суп с мясом - это мясо с супом!
Крепость Ананури пропустить невозможно. Ориентиры тут не нужны, она находится у самой дороги.
Это один из лучших памятников позднефеодальной Грузии. Крепость очень хорошо сохранилась, с 2012 года имеет статус Мирового наследия Юнеско. Крепость была построена как форпост на месте впадения в Арагви небольшой реки Ведзатхеви и на протяжении многих лет служила важным пунктом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья. К сожалению, о крепости Ананури в истории осталось очень мало сведений. До XVII века она не упоминалась практически ни в одном историческом документе.
Крепость разделена на 2 части - нижнюю и верхнюю - Цитадель. В Цитадели 2 церкви - Малая купольная церковь "Гвтаеба", которая служила усыпальницей, и Большая купольная церковь Успения. Обе церкви, скорее всего, были возведены в конце XVII века.
Башня с пирамидальной крышей - первая постройка крепости. Вход в башню мы не нашли. Видимо, он находится под землёй:
Какая изумительная резьба по камню!
Стены крепости:
Я, конечно, залезла на одну из башен, полюбоваться постройками крепости и её окрестностями.
Сейчас крепость Ананури - очень туристическое место.
... А в 18 часов мы уже приехали в Мцхету.
Но это уже другая история...